Министр обороны Литвы Йозас Олекас выразил готовность разместить в республике противоракетную систему по примеру Польши и Чехии. Об этом сообщил ряд российских СМИ. В качестве одного из возможных вариантов, министр назвал систему противоракетной обороны, которую предлагает НАТО. По словам министра, Литва нуждается в этом, в связи с угрозой, исходящей из неких нестабильных стран, у которых могут появиться технические возможности для атаки.
Многие российские эксперты говорят, что подобные заявления в данный момент могут только обострить и так не простые отношения России и США, которые еще больше разладились из-за установки системы ПРО в Восточной Европе.
Официальный Вильнюс, однако, опровергает эту российскую трактовку высказываний министра обороны Литвы. Вопрос о размещении противоракетной обороны в этой республике никогда не обсуждался, заявляют в Вильнюсе.
В совместном заявлении Министерства обороны и МИДа Литвы по поводу высказываний министра Йозаса Олекаса и реакции на это в средствах массовой информации подчеркивается, что глава литовского военного ведомства говорил о перспективах размещения элементов американской противоракетной системы безопасности вообще в Европе, как об одном из решений, предлагаемых НАТО. При этом Литве такое размещение никто никогда не предлагал.
Это подтвердила в интервью Радио Свобода член Сейма Литвы, глава делегации в Парламентской Ассамблее НАТО консерватор Раса Юкнявичене:
- Никто этого не обсуждал никогда, но если бы стоял такой вопрос, конечно, обсуждали бы. Мы принимаем это, как больший гарант для большей безопасности. А российская сторона нагнетает такие настроения, такие страсти. Я как раз вернулась с Парламентской Ассамблеи НАТО в Португалии, там была российская делегация. Для России и НАТО есть одни и те же угрозы из Ирана, Южной Кореи. Как раз России было предложено, и не раз, участвовать в этом проекте. Все делается прозрачно.
Как вы бы прокомментировали высказывание президента Путина о том, что возможное размещение элементов системы американской противоракетной обороны в Европе превратит эту Европу в пороховую бочку?
- Я вижу целеустремленную антизападную политику. Что бы ни сделал НАТО, что бы ни сделал Запад, у России есть стратегия называть Запад врагом. Некоторые говорят, что это для внутренней политики, но я думаю – не только. И мне жаль, что Россия из Европейского Союза, из НАТО, из прибалтийских государств делает врага. Вместо того чтобы мы были партнерами, если не друзьями. Лидеры в Кремле понимают, что нет никакой угрозы. Может, этим они препятствуют вступлению в НАТО Грузии или Украины? А что дальше?
То, что американо-российские отношения опустились до самого низкого уровня со времен распада СССР, признают многие политологи. Но переходит ли соперничество в гонку вооружений? Какой тон в Вашингтоне предпочтут выбрать для общения с Москвой в ближайшие дни? Об этом Радио Свобода рассказал советник Хельсинкской комиссии США, политолог Кайл Паркер:
- Ощущение угрозы гонки вооружений имеет место, но сейчас стратегическая ситуация совершенно иная, чем была в 70-х - начале 80-х годов. Нам трудно пока определить: российское руководство действительно настолько наивно, что видит в нашей системе очень ограниченной противоракетной обороны в Европе военную угрозу своей стране, или все их протесты и новые испытания ракет вызваны психологическим климатом внутри России и рассчитаны на чисто внутреннее потребление. Они необходимы для поддержания духа, для национальной гордости, для единства страны, а в России исторически единство достигалось перед лицом внешней угрозы. Если ее нет, то ее надо выдумать. Но если в 80-х СССР не выдержал нагрузки, вызванной гонкой вооружений, сейчас у России достаточно для этого финансовых ресурсов, зарабатываемых на нефти.
Еще одно отличие от времен «холодной» войны в том, что сегодня в США не рассматривают Россию как главного противника в возможной войне. Никто в Америке не верит в ракетную атаку со стороны России, хотя у России существует колоссальный ракетный арсенал, действующая система ракетной обороны. Нас сегодня беспокоят внегосударственные террористические группировки, распространение оружия массового уничтожения, которое может оказаться в руках фанатиков.
- Что, по вашему, можно сделать, чтобы убедить российское руководство в том, что система противоракетной обороны не угрожает России?
- Надо продолжать вести переговоры. Несколько встреч на высшем уровне запланированы на ближайшее будущее. Во время совещания «большой восьмерки» в Германии, возможно, встретятся Буш и Путин. Диалог должен продолжаться. Мы не знаем, кто станет новыми президентами в США и в России, и каковы будут отношения между ними, но ясно, что вряд ли в России придет к власти проамериканский политик, а в США – пророссийский.