Переговоры по ВТО: Грузия жертвует вином

Где застряло членство в ВТО: пункт пропуска в Нижнем Зарамаге

В Тбилиси проходят переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации. Грузия остается одной из немногих стран, с которой Москва не урегулировала вопрос о вступлении в ВТО. Одним из главных проблем на переговорах является легализация таможенно-пропускных пунктов на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы.


С самого начала переговоров с Москвой Грузия в качестве главного условия своего согласия на прием Москвы в ВТО поставила легализацию таможенных пунктов на абхазском и югоосетинском участках границы. Имеется в виду, что Россия и ее экономические субъекты должны вести торговлю с Грузией только через те пропускные пункты, которые контролируются Тбилиси и поименованы в соответствующих грузинских законах. Остальные пункты пропуска, то есть Нижний Зарамаг в Южной Осетии и Псоу на абхазском участке границы указом президента Грузии закрыты. Впрочем, на самом деле они по-прежнему функционируют, поскольку в Москве, Сухуми и Цхинвали на этот запрет не обращают никакого внимания.


Как заявил министр экономики Грузии Георгий Арвеладзе, Тбилиси даже не требует закрытия контролируемых сепаратистами магистралей – ему достаточно присутствия на этих участках границы грузинских таможенников и представителей иных служб центрального правительства. Однако руководство Южной Осетии и Абхазии отказывается обсуждать этот вопрос.


После введения Москвой ряда торгово-экономических ограничений в отношении Грузии, в том числе запрета на импорт вин и минеральных вод представлялось, что именно эти вопросы должны обсуждаться в первую очередь в контексте вступления России в ВТО. Однако министр Арвеладзе подтвердил, что Тбилиси снимает все другие претензии, оставляя единственную - легализацию контрольно-пропускных пунктов в мятежных автономиях.


Но российская сторона не желает прекращать бесконтрольную торговлю с Абхазией и Южной Осетией. Москва заявляет, что вопросы таможенного регулирования и контрольно-пропускных пунктов не относятся к ведению ВТО. Этот тезис перед началом переговоров снова повторил глава российской делегации Максим Медведков: «Мы - переговорщики, наши коллеги - тоже переговорщики по ВТО, мы их хорошо знаем. Мы должны договариваться в тех правовых рамках, которые лежат в основе этой организации… Все, что касается обязательств, которые вытекают для России (как они вытекают для Грузии, для США, для ЕС) из членства в ВТО, мы готовы выполнять с даты присоединения к ВТО. Вопрос, который ставят наши грузинские коллеги в отношении таможенных пунктов, с нашей точки зрения, не тот вопрос, который регулируется соглашениями Всемирной торговой организации. Но у нас есть определенное домашнее задание. Наши грузинские коллеги обещали нам в январе месяце представить свою точку зрения по этому вопросу, и как раз сегодня мы будем этот вопрос обсуждать».