В Голландии на прошлой неделе вышла книга научного сотрудника Нидерландского института военных документов Херарда Алдерса (Gerard Aalder. Bildeberg) о таинственной Бильдербергской конференции (Bilderberg conference) — ежегодном закрытом съезде политиков, крупнейших предпринимателей и глав ведущих мировых СМИ. В широких кругах до сих пор нет однозначного ответа на вопрос — принимаются ли на этой конференции важнейшие решения (например, о вводе войск в Ирак) или это просто клуб глобальных элит.
Вот отрывок воспоминаний Элдена Хэтча (Alden Hatch), придворного биографа отца королевы Беатрикс (Queen Beatrix) принца Бернарда (HRH Prince Bernhard of the Netherlands):
Об этой встрече не было дано ни одного публичного объявления. Отель был окружен охранниками, и ни один журналист не мог подойти к отелю ближе, чем на расстояние в один километр. Все участники дали обещание хранить молчание обо всем, что обсуждалось на конференции.
Бильдербергская конференция названа так в честь Hotel Bilderberg на востоке Нидерландов, где это овеянное тайной мероприятие было проведено в первый раз с 29 по 31 мая 1954 года. Идея основать клуб западной суперэлиты принадлежала политологу и философу Джозефу Ретингеру, которого в прессе называют то «пауком в паутине международного шпионажа», то «апостолом европеизма». Поляк по происхождению, Ретингер жил в Англии и общался с влиятельными людьми в Европе и США. В начале пятидесятых Ретингер и несколько западных бизнесменов обратились к голландскому принцу Бернарду с предложением организовать площадку для неформального общения крупных политиков и предпринимателей, в частности для того, чтобы улучшить взаимодействие между европейскими странами и США перед лицом коммунистической угрозы.
Бернард был идеальной кандидатурой на место председателя клуба, или, как метафорично пишут голландские историки, ideale boegbeeld — идеальная «фигура на носу корабля» Бильдербергского клуба. Принц всех знал, представлял маленькую страну, обладал неподдельным обаянием и королевским величием. Он лично приглашал участников, он сделал все, чтобы заинтересовать американскую сторону. Таинственный ореол собрания только придавал ему популярности. Вот отрывок из обращения Бернарда к участникам первой конференции:
Мы предлагаем вам совершенно искренне и открыто обмениваться мнениями. Дословных цитат зафиксировано не будет. Прессы не будет, так что вы можете дать себе волю, если вы позволите мне так выразиться.
Тогда, в 1954 году, обсуждали проблему коммунизма в европейских странах (во Франции и Италии), войну в Корее и потенциальную европейскую интеграцию. Каждому приглашенному выделялось 8 минут на выступление, но основное общение происходило, разумеется, вне официальных заседаний. Принц Бернард оставался председателем Бильдербергского клуба до 1976 года, когда в ходе расследования так называемого «дела Локхида» он был уличен в коррупции и лишен многих привилегий. С тех пор на ежегодной конференции председательствует его дочь, королева Беатрикс.
Сотрудник Нидерландского института военных документов (Nederlands Instituut voor Oorlogsdocumentatie) NIOD Херард Аалдерс, автор нескольких книг по истории Европы, только что завершил масштабное исследование на тему истории Бильдербергской конференции, основываясь, в частности, на случайно найденных им в лондонском архиве секретных протоколах заседаний клуба.
Говорит Херард Аалдерс: «Вот, смотрите, это протоколы 1999 года. Здесь речь идет о Косово. Имен выступающих не указано. Вместо этого — просто «Выступающий-1 сказал то-то, выступающий-2 сказал то-то». Изначально в организации конференций значительную роль сыграло ЦРУ, - прежде всего, в виде финансовой поддержки самого мероприятия. Однако очень важна и фигура самого принца Бернарда. Если, например, кто-то сначала отказывался принимать участие, принц звонил премьер-министру любой страны и говорил, что ему нужно присутствие на конференции такого-то и такого-то политика».
В свете новой книги Аалдерса под названием De Bilderberg-conferenties, несколько участников конференции впервые нарушили обет молчания и дали интервью голландской телевизионной программе «Нетверк» (Netverk). Рассказывает участник Бильдербергской конференции 1999 года в Португалии, бывший министр обороны Нидерландов Франк де Храве.
Попасть туда можно только по приглашению. Нельзя напроситься самому, послать свое резюме — об этом можете забыть. Больше всего мне запомнился момент, когда я однажды слишком рано спустился утром к завтраку. В ресторане никого не было, только какой-то господин одиноко пил кофе. Я решил подсесть к его столику. В процессе разговора оказалось, что передо мной Дональд Рамсфельд. Правда, он тогда еще не был министром обороны.
Бывший министр экономики Нидерландов Лауренс Ян Бринкхорст принимал участие в конференции три раза, еще в качестве молодого госсекретаря в 70-е годы.
Я очень рад, что некоторые мировые лидеры находят время и место, чтобы задуматься о будущем. Многие лидеры, к сожалению, не имеют такой привычки. Мир станет только лучше от того, что они научатся слушать друг друга, а не только трубить о своем. Все же теории заговора вокруг конференции — чистый нонсенс. Всегда особенно сложно доказать, что чего-то нет и быть не может, но я надеюсь, что у меня есть определенный авторитет и вы поверите мне на слово, если я повторю еще раз, что любые разговоры о мировом правительстве — небылицы. А коммюнике Бильдербергский клуб не распространяет по одной простой причине: если бы он публиковал информацию в прессе, то создавалось бы впечатление, что на конференциях принимаются решения, в то время как никаких решений на Бильдербергской конференции не принимается. Происходит только обмен мнениями.
Интернет переполнен трудами поборников теории заговора. «Покажем мировому правительству, что мы зорко следим за каждым его шагом», — призывают активисты. Однако, на самом деле, следить за каждым шагом Бильдербергского клуба не получается. Только post factum появляются уже в весьма уважаемых изданиях сообщения о том, как, якобы, именно под влиянием клуба подали в отставку американский президент Ричард Никсон и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, что в клубе долго и горячо спорили, вмешиваться ли Западу в югославский конфликт, что под давлением участников клуба Джордж Буш отложил на целый год вторжение в Ирак. Недавно в интернете появился список участников прошлогодней конференции в Оттаве. Интересно, что в списке, как это уже давно принято, фигурируют главные редакторы и издатели ведущих европейских газет и журналов — Standard, Economist, Times, Figaro. Все эти журналисты также хранят о конференции молчание. Вот что сказал однажды на эту тему один из гостей клуба в 1991 году, бывший главный редактор голландской газеты NRC Handelsblad Бен Кнапен:
Организаторы конференции хотят иметь возможность говорить свободно, не боясь на следующее утро обнаружить свою цитату в газете.
С голландским газетчиком не согласен бывший глава компании Philips Виссе Деккер, участник конференции в 80-е годы:
Можно отнестись с пониманием к тому факту, что протоколы конференции не публикуются. Однако более общую информацию мы могли бы все-таки публиковать. Говорить, например, в чем мы сообща видим на сегодняшний день проблему, как, на наш взгляд, вместе можно с ней бороться. И одновременно спокойно работать дальше. На моем опыте такого не было, чтобы решения принимались во время конференции, а потом предлагались бы миру как данность. Знаете, я бы даже иногда хотел, чтобы это было так. Во всяком случае, тогда бы хоть что-то делалось. Сейчас также принимаются решения, но за пределами конференции.
Какие бы сплетни ни витали вокруг Бильдербергской конференции, однозначно одно: прежде всего, Бильдербергский клуб — это тысячи миллиардов долларов потенциальных инвестиций, говорит исследователь Херард Аалдерс. Кстати, в прошлогодней конференции, помимо гостей из западных стран, принимали участие гости из Китая и Ирана. В скором времени в Стамбуле пройдет очередная, 55-я конференция.