Человек дня – британский музыкальный продюсер Джордж Мартин

Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 1 июня – британский музыкальный продюсер Джордж Мартин.


Сегодня исполнилось ровно 40 лет со дня выхода одного из самых революционных альбомов группы "Битлз" - "Клуб Одиноких Сердец сержанта Пеппера", лауреата премии "Грэмми", определившего, как считают музыкальные критики, звучание рок-музыки на много лет вперед. Продюсировал этот диск, как и большинство альбомов "Битлз", Джордж Мартин.


Сэру Джорджу Мартину 81 год, он родился в Лондоне. В юности служил в армии, хотя в боевых действиях Второй мировой войны не участвовал. После демобилизации в 1947 году окончил Гилдхолдскую школу музыки и драмы в Лондоне, работал в фирмах звукозаписи ВВС и EMI Парлофон. В июне 1962 года познакомился с участниками группы "Битлз", которые пришли в EMI на прослушивание. Мартин сотрудничал с "Битлз" 18 лет – продюсировал их альбомы, аранжировал композиции, исполнял музыкальные партии, работал звукорежиссером. В середине 90-х годов он подготовил и издал антологию "Битлз".


О человеке дня Радио Свобода говорит биограф группы "Битлз" Филипп Норман, автор получившей широкую популярность книги «Крик! Подлинная история «Битлз».



Филипп Норман : Джордж Мартин – абсолютно уникальный продюсер. Это образованный классический музыкант. До знакомства с «Битлз» он выпускал комедийные альбомы. Так что, у него были все данные, чтобы со всей полнотой выявить талант, даже гений, музыкантов группы «Битлз». Ему удалось развить их комический потенциал – особенно у Джона Леннона – то уникальное качество, которым обладали члены группы как люди и музыканты.


Спродюсированный Мартином альбом «Сарджент Пепперс» стал идеальной комбинацией присущей «Битлз» изобретательности, особенно проявившейся у Джона Леннона и Пола Маккартни. И это заслуга не только музыкальности и образованности Джорджа Мартина, но и его способности создавать в студийной грамзаписи эффект «живого», концертного исполнения.


И еще одно качество Мартина, делающее его уникальным продюсером - его бескорыстие. Его можно назвать редактором, посвятившим себя работам других людей и избегающего какого-либо выпячивания собственной личности. Он полностью посвятил себя выявлению лучшего в творчестве «Битлз». Без Джорджа Мартина они не смогли бы стать тем, кем стали. Мартин уже на очень раннем этапе понял уникальное значение творческого сотрудничества Леннона и Маккартни. Это было время, когда молодые музыканты в Англии не писали собственных песен. Тогда у нас исполняли американский репертуар. И заслуга Мартина в том, что он понял, какие возможности таятся в поэтическом сотрудничестве Леннона и Маккартни. Это он стимулировал их в создании собственного репертуара.


Студия Джорджа Мартина стала тем местом, где «Битлз» репетировали, сочиняли, искали новые инструментальные и акустические эффекты, которые использовали в своей музыке.