Правила игры для иностранных компаний в России проступают все четче

По мнению экспертов, российские власти хотели бы теперь порвать подписанные ранее СРП

Президент России Владимир Путин высказал свое отношение к соглашениям о разделе продукции. Комментируя журналистам стран «большой восьмерки» ситуацию вокруг «Сахалина-2» и вхождение в проект «Газпрома», Путин назвал СРП с иностранными компаниями «колониальным договором, не имеющим абсолютно ничего общего с интересами России».


«Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль», - цитирует Путина «Интерфакс».


История СРП подходит к логическому завершению


Власти России намекнули на свое недовольство проблемой СРП еще в прошлом году. И не случайно. По мнению экспертов, когда в 90-е правительство заключало соглашения о разделе продукции с иностранными компаниями, желающими разрабатывать крупные месторождения, у России просто не было денег на то, чтобы разрабатывать их самостоятельно. Теперь деньги есть, и «Газпром», а также «Роснефть» могли бы разделить лакомые кусочки российских недр по тематической или любой другой схеме. Кстати, в конце прошлого года уже шли разговоры о том, чтобы передать госкомпаниям разработку российского шельфа.


Апофеозом отхода от СРП стали вхождение в проект «Сахалин-2» «Газпрома» и объявление последнего о том, что крупнейшее Штокмановского газоконденсатного месторождение на шельфе Баренцева моря он будет разрабатывать в одиночку. Не привлекая к этому процессу иностранные компании, которые (французы, норвежцы и американцы) вышли в финал конкурса, объявленного по Штокману годом ранее.
Со Штокманом, на самом деле, не все так очевидно. Дело в том, что у России все же не достаточно опыта, чтобы производить такие глубоководные работы, которые будут необходимы на этом шельфе, считают эксперты. По словам самого Путина, «Газпром» вовсе не имел в виду, что на месторождении не будет консорциума. Монополия лишь объявила о том, что не будет другого недропользователя – собственника. «Это не значит, что "Газпром" не намерен прибегнуть к совместной работе с иностранными партнерами, скажем, по добыче», - считает президент.


Однако по проектам, которые ведутся в России на условиях СРП нынешняя позиция России более предсказуема. Достаточно посмотреть на «Сахалин-2», с которого и начиналась история СРП в России, и в котором после обвинений Росприродназдора иностранцам теперь принадлежит лишь 27%. Президент России назвал вхождение «Газпрома» в «Сахалин-2» «хорошим примером сотрудничества» и спасение для проекта «когда возникли экологические проблемы и замаячила угроза штрафов».
«Газпром» не просто пришел под нашим давлением и что-то отнял, он заплатил огромные деньги за вхождение в проект - 8 миллиардов долларов», - заявил Путин.


Кроме «Сахалина-2» в истории развития СРП в России есть еще нефтегазовый «Сахалин-1» на северо-восточном шельфе острова. В этом проекте уже участвует «Роснефть», которая, возможно, просто будет наращивать свою долю.


Последнее соглашение СРП в России относится к Харьягинскому нефтегазовому месторождению в Ненецком автономном округе, оператором которого является французская Total. Владельцев лицензии на Харьягу давно обвиняют в том же в чем сейчас вледельцев Ковыкты – в неисполнении лицензионного соглашения по объемам добычи. Между тем, проблема в том, что если компании собираются хоть как-то приблизиться к запланированным объемам добычи, то им придется сжигать добытое. Ведь доступа к адекватной объему добыче трубе у них просто нет.


По данным Минприроды, из добываемых в России 55-60 миллиардов кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ) на переработку направляется лишь 26%, а 30% попросту сжигается. Причем за сжигание кубометра ПНГ компании платят 2 копейки штрафа, а бюджет теряет около 13,5 миллиардов долларов. И кстати наибольшие претензии в этом плане у МПР именно к Total на Харьягинском месторождении, где только за февраль 2007 года было сожжено свыше 10 миллионов кубометров газа, а в целом до 76% всего добываемого ПНГ.


Ковыкта: акционер виноват - он сам пришел


В своем выступлении перед СМИ президент России дал оценку возможному отзыву лицензии на Ковыкту у подконтрольной ТНК-ВР «РУСИА Петролеум». Разработчики месторождения в своих проблемах с Росприроднадзором виноваты сами, считает Путин. Комиссия Роснедр в пятницу рассмотрела вопрос о лицензии «РУСИА Петролеум» на этот проект и хоть в протоколе значился вопрос об отзыве лицензии, комиссия решила отложить оглашение своей резолюции на две недели. До этого времени глава Роснедр Анатолий Ледовских должен подписать протокол.


«Ясно, что Министерство природных ресурсов ставит вопрос об отзыве лицензии. Хотя, как вы видите, пока ведутся переговоры, и я не знаю, чем это закончится, - прокомментировал Путин. Я говорю сознательно "акционеры компании", потому что, если говорить о самой компании ВР, а не только о российской части того акционерного общества, которое собиралось разрабатывать Ковыктинское месторождение, то ее запасы в мире прирастают главным образом или в значительной степени за счет России», — цитирует Путина ПРАЙМ-ТАСС.


ТНК-ВР не может начать полномасштабную разработку Ковыкты и поставки газа на экспорт из-за отсутствия доступа к трубопроводам «Газпрома». Однако президент считает, что участники проекта должны были просчитать эти риски до получения лицензии. «Они же это знали, когда шли на получение лицензии. Они знали об этих проблемах и возможных ограничениях», - сказал он.


Между тем, по словам Путина, возможный отзыв лицензии на Ковыктинское месторождение никак не связан с участием в проекте иностранной компании - британской BP. О «Газпроме» в связи с Ковыктой президент не упомянул.


Аналитики считают, что ситуация с Ковыктой будет развиваться по примеру «Сахлина-2» из-за желания «Газпрома» войти в проект. Financial Times пишет, что эта плохая новость для ТНК-ВР, - знак прогресса для России, поскольку правила игры ТЭК в этой стране становятся хотя бы понятны и предсказуемы. «Иностранные компании смогут иметь до 49% акций важных энергетических проектов. Компании, обладающие высокой долей, должны будут продать часть своих акций "Газпрому" или "Роснефти", то есть одному из государственных гигантов», - считает издание.


Однако «Газпром» отрицает, что желает получить Ковыкту. В субботу официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что компания не видит экономических причин для вхождения в проект. «Мы не видим Ковыкту в числе своих приоритетов. Маркетинговые возможности для газа Ковыктинского месторождения пока не определены, а технологические риски достаточно высоки», - цитирует Куприянова ПРАЙМ-ТАСС. Он также подчеркнул, что вопросы, связанные с выполнением лицензионного соглашения оператором проекта – «РУСИА Петролеум», не имеют отношения к газовому холдингу, а все упреки, что «Газпром» не создает необходимых условий для работы этого месторождения, несостоятельны.