Ядерный террор. Ученый-атомщик, несколько механиков и четыре месяца работы

Уильям Лангвиш «Атомный базар. Бедняки с ядерным оружием»

Эйфория, которой завершился XX век, была первую очередь связана с тем, что вместе с ним закончилось конфронтация двух ядерных сверхдержав. Но не успел мир, поверивший в то, что кошмар атомной войны остался в прошлом, вступить в новое столетие, как выяснилось, что лучше не стало. Скорее, наоборот — оружие богатых превратилось в оружие бедных.


Уильям Лангвиш «Атомный базар. Бедняки с ядерным оружием» — William Langewiesche. The Atomic Bazaar: The Rise of the Nuclear Poor


Журналист Уильям Лангвиш (William Langewiesche) был в прошлом пилотом-испытателем и, может быть, поэтому пишет емко и четко обо всем, что касается техники. Начинает он с того, что емко и четко описывает полет на бомбардировщике «Энола Гэй» (Enola Gay) молодого полковника Пола Тиббетса, сбросившего на Хиросиму первую атомную бомбу. Лангвиш приводит в книге число жертв от взрывов обеих атомных бомб: 200 000 человек, но при этом напоминает, что главной целью бомбардировок Хиросимы и Нагасаки было не уничтожить эти города, а навести ужас на Японию и принудить ее к капитуляции. Ужас по-английски — terror, и автор довольно прозрачно намекает на сопоставимость атомной бомбардировки двух японских городов в 1945 году с атакой Аль Кайды на Всемирный Торговый Центр и Пентагон в 2001 году.


Неправомочное, на мой взгляд, сравнение. В 1945 году Япония была агрессором. Война с ней шла уже четыре года, Америка потеряла в боях десятки тысяч солдат, а Китай и Филиппины — сотни тысяч людей гражданских. В 1945-м, несмотря на уже очевидный исход войны, японское командование из чудовищной гордости и бессмысленного упрямства тянуло с капитуляцией, не жалея ни своих, ни чужих, и перед союзным командованием стояла дилемма: убить сотни тысяч японцев или потерять в боях за острова многие тысячи собственных граждан. Однако рецензент книги, Джонатан Рабан, поддерживает сравнение автора:


Террор как средство войны используется не только внегосударственными личностями вроде Мохаммеда Атты и его единомышленниками, но регулярно практикуется и легитимными государствами. Альберт Уолстеттер — стратег Холодной войны и «гуру» нынешних «новых консерваторов» Пола Вулфовица и Ричарда Перла — в 1958 году опубликовал статью «Хрупкий баланс террора», оказавшую сильное влияние на общественное мнение в Америке. Само название характеризовало принципы ведения Холодной войны. Главная цель ядерного оружия — терроризировать, внушать ужас. Обычно употребляемое выражение «взаимное сдерживание» — mutual deterrence — лишь эвфемизм выражения mutual terror.


Опять идет затуманивание ситуации сознательной путаницей двух значений слова террор: первое значение — «ужас», второе — «физическое уничтожение гражданского населения с целью добиться исполнения политических требований». Но вот что верно: одна из, если не главная пока, роль атомного оружия — внушать страх. И на нашем уже запуганном Земном шаре все правители — от лидеров сверхдержав до главарей бездомных банд «джихаддистов» — считают, что им необходимо это оружие. Одним — готовые атомные бомбы, другим — технологии и эксперты, третьим — какие-нибудь самодеятельные замены — этакий ядерный «молотовский коктейль». В книге «Атомный базар» автор справедливо замечает: «Атомизация мира уже произошла, и этого не изменить».


И вот автор, журналист Уильям Лангвиш, отправляется в долгое путешествие: в Голландию, в Пакистан, в Россию, Грузию и в Турцию — с целью понять, насколько легко (или трудно) искателю ядерного оружия добыть само это оружие или технологию его изготовления. Лангвиш считает, что самым реальным исходным материалом для изготовления самодельного ядерного оружия может стать пара контейнеров, каждый размером с кирпич, с высоко обогащенным ураном (по-английски сокращенно — HEU: High-enriched Uranium).


В России места, где HEU (теоретически) можно раздобыть — закрытые города типа Озерска, в котором находится ядерный комплекс «Маяк». Первое, что обнаружил Лангвиш в предместье города — отключенные детекторы радиации американского производства: зачем нужны столь чувствительные детекторы, когда достаточно одной рыбины из местного озера, чтобы вызвать сигнал атомной тревоги?


Вблизи Озерска состоялось знакомство со словоохотливым американским механиком, ездившим на работу в город в сопровождении охранника. Этот механик — кладезь данных, нужных любому потенциальному искателю доступного ядерного оружия. Он рассказал автору о мерах безопасности и о том, как контейнеры с ураном хранят и перевозят. Рассказал, что охранники в городе пьют, употребляют наркотики и иногда убивают друг друга в пьяных драках. Но особое беспокойство вызвали его рассказы о том, что город стал вдруг богатеть: выросли роскошные частные дома с бассейнами, богатейший супермаркет — словом, неожиданный приток денег. А появление богатства без объяснения сигнализирует появление коррупции.


Дальше автор книги «Атомный базар» воображает себя террористом с купленными за 5 миллионов евро контейнерами обогащенного урана, ищущего путь до того места, где он смог бы превратить их в бомбу. Лангвиш предполагает путь через Грузию — самую, по его мнению, коррумпированную страну на свете. Там американцы построили на шестиполосном шоссе пропускной пункт с новейшим электронным оборудованием, но в объезд этого пункта есть чуть ли не десяток обходных дорог, по которым вполне проходят грузовики и только что не танки. Со стороны Турции граница контролируется не правительством, а вождями курдских кланов. Оттуда можно переправить контейнеры в Стамбул, где воображаемому террористу понадобится мастерская, ученый-атомщик, несколько механиков и четыре месяца работы. Затем автор методично описывает проблемы доставки уже готового устройства к месту взрыва. Вот как комментирует всю ситуацию рецензент Рабан:


Самое тревожащее свойство книги Лангвиша — полное отсутствие в ней тревоги. Он считает, что на пути воображаемых террористов с воображаемыми контейнерами встречается слишком много трудно преодолимых препятствий, и что успех предприятия требует редкой удачливости участников. Но, в принципе, все эти препятствия преодолимы в странах, где царит беззаконие. Что касается удачи, то в таких местах она легко приходит к людям с несколькими миллионами евро в кармане.


Последняя часть книги посвящена фигуре металлурга-авантюриста Эй. Кью. Хана, который успешно «смайстрячил» атомную бомбу для Пакистана на базе контейнеров HEU. Все остальные составляющие он открыто купил на рынках Европы, почти не ограниченных ни контролем за экспортом, ни законами о нераспространении атомного оружия. Добившись удачи, Хан начал продавать свою программу за 100 миллионов долларов. «Кто следующий? Кто следующий? — пел в 1965 году американский бард Том Лерер, — Люксембург, Монако, Алабама? Кто следующий?» Правда, сам Хан с 2003 года сидит в Стамбуле под домашним арестом, но, скорей всего, его программу успели получить люди, или, лучше сказать, типы, способные использовать ее на практике. Лангвиш приводит в книге впечатляющие слова одного из российских чиновников:


В современной войне произошли сейчас перемены: богатые государства застряли со своими огромными арсеналами, которые они практически не могут использовать. А атомная бомба стала оружием бедняков.


William Langewiesche. The Atomic Bazaar: The Rise of the Nuclear Poor