Ставрополь чуть было не стал Кондопогой


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Дмитрий Волчек: Тревожные известия поступали на этой неделе из Ставрополя. 3 июня были убиты двое студентов, и молва связала эти преступления с гибелью во время массовой драки студента-чеченца. Ситуацией воспользовались праворадикальные движения, заговорили о том, что Ставрополь станет новой Кондопогой, будто бы в городе готовятся новые погромы. Подозреваемые в совершении преступления задержаны, однако существуют сомнения в их виновности. Хроника событий в репортаже Олега Кусова.



Олег Кусов: В воскресенье 3 июня в Ставрополе возле здания Государственной медицинской академии произошла драка. Прибывший на место преступления наряд обнаружил тела двух студентов Дмитрия Блохина и Павла Чадина. Ранее 24 мая в городе произошла драка между представителями русской и чеченской общин, в результате которой погиб Гелани Атаев. В понедельник 4 июня в городе появились листовки, призывающие жителей собраться на славянский сход. Во вторник вечером после похорон Дмитрия Блохина и Павла Чадина в центре Ставрополя у здания краевого правительства на несанкционированный митинг собрались более тысячи человек. Они обвинили власти в сокрытии правды об убийстве Дмитрия Блохина и Павла Чадина. Митинг закончился шествием с перекрытием дорожного движения в городе, нападением на маршрутное такси и битьем стекол в магазине. В милицию доставлен 51 человек, в отношении одного из них возбуждено уголовное дело. Все эти дни власти Ставрополя опровергали опасные слухи и предупреждали население об ответственности за разжигание межнациональной розни. Рассказывает Николай Пчелинцев.



Николай Пчелинцев: По данным краевой прокуратуры, которая ведет следствие, студенты погибли в драке со сверстниками, причем со сверстниками славянской внешности. В подтверждение по городу развешен словесный портрет одного из подозреваемых, национальная принадлежность которого вряд ли вызовет двоякое толкование. Но город этому не верит. Обыватели убеждены, что нож в спину студентов воткнули мстительные чеченцы в ответ на убийство своего соплеменника в массовой драке в окраинном микрорайоне Ставрополя 24 мая. По городу ползут слухи один невероятнее другого: об изнасилованиях женщин той или иной национальности, о расстреле пассажиров на остановке из проезжающего лимузина, о тайно убитых и искалеченных. И хотя милиция опровергает эти домыслы, тут же свет появляются новые душераздирающие истории.



Олег Кусов: По версии властей, студенты были убиты с целью ограбления. Национальный мотив убийства отвергают и родственники погибшего чеченского юноши. Его дядя Ибрагим Гунуев утверждает, что Гелани Атаева убили милиционеры.



Ибрагим Гунуев: Первый удар милиционер нанес по гортани. Заковали после этого в наручники, закинули в уазик, сверху накинули еще двоих побитых мальчиков и в таком виде катали по городу. Ребята, которые лежали сверху него, говорили: он умирает, надо ему помочь. Милиционеры отвечали - ничего страшного. И он умер прямо у них в машине.



Олег Кусов: Однако прокуратура утверждает, что уже задержаны двое подозреваемых в убийстве Атаева. К милиции они якобы не имеют отношения. Прокуратура Ставропольского края в пятницу сообщила и о задержании подозреваемых в убийстве студентов Дмитрия Блохина и Павла Чадина. По данным правоохранительных органов, это 20-летний студент, уроженец Черкеска Андрей Кейлин. Местные праворадикальные организации после ареста Кейлина организовали в Ставрополе митинг. Радикалы убеждены, что следствие пытается не отыскать убийц, а успокоить общественность. По мнению радикалов, убийство студентов было совершено именно на межнациональной почве. Представители праворадикальных партий приложили все усилия к тому, чтобы заработать как можно больше политических очков на событиях в Ставрополе. Это мнение заместителя директора информационно-аналитического центра «Сова» Галины Кожевниковой.



Галина Кожевникова: Я бы не говорила о попытках разжигания межнационального конфликта. Конфликт есть, он случился, обе стороны его толкуют как межэтнический, но вспыхнул он как бытовая ссора, его никто не разжигал. Другое дело, что уже сложившуюся ситуацию пытаются в своих целях использовать разные силы, и в первую очередь праворадикалы, которые сейчас очевидным образом стараются заработать политические очки.



Олег Кусов: Ставропольские события показали слабость власти, ее неумение противостоять радикально настроенным группировкам, считает главный редактор общественного информационного Центра национальной политики Тимур Музаев.



Тимур Музаев: Если народ верит не следователям, не прокуратуре, не мэрам и не депутатам, якобы им же выбранным, а группе авантюристов и провокаторов, а власти бессильно наблюдают, разводят руками и ничего не могут сделать (а в Кондопоге вообще, мы помним, они бежали из города) - это признак того, что власть существует только формально. Вертикаль власти, о которой так много говорили, ради которой вроде бы так много делалось – это всего лишь видимость. Выясняется, что это на самом деле политический мираж, который Кремль создал сам же для себя и которым сам себя утешает. А когда реальные люди выходят на улицу, этот мираж рассеивается, причем довольно шустро.