Джордж Буш впервые открыто заявил о том, что Косову необходимо предоставить суверенитет. У России на этот счет имеется жесткая политика, она настаивает на том, что Косово не должно получать независимость. О том, почему у России такая позиция, Радио Свобода рассказал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
- Последовательная позиция России связана с целым рядом факторов, из которых, скажем, солидарность или симпатия к Сербии являются наименьшими по значимости, хотя в виде фона присутствуют. Я предположил бы, что Россия действительно не хочет возникновения этого прецедента. Западные комментаторы, как правило, исходят из того, что Россия как раз ожидает появления подобного прецедента для того, чтобы использовать его для признания - или каких-то действий - в отношении «замороженных» республик на постсоветском пространстве. Появление данного прецедента сейчас, безусловно, найдет горячий отклик и в Абхазии, и в Южной Осетии, и в Приднестровье, и в Карабахе, - но появление такой атмосферы сейчас России совершенно ни к чему. Потому что тем самым давление из этих республик на Россию с целью добиться аналогичных действий, а также давление тех достаточно влиятельных сил в Москве, которые очень приветствуют такой сценарий - значительно усилится.
Во-первых, это очень опасный путь. Более-менее ответственные политики и в российском МИДе, и в российском руководстве в целом понимают, что если начинаешь перечерчивать границы на Кавказе, то остановиться будет крайне сложно. А во-вторых, в преддверии выборов появление такого компонента в общественных настроениях - такого, я бы сказал, националистически-реваншистского - Кремлю совершенно не нужно. К тому же нынешняя позиция выигрышна, поскольку, строго говоря, идет в соответствии, в русле международного права.
Мне кажется, что Россия обозначила довольно четко тот путь, по которому Западу следует идти, дабы добиться изменения ее позиции. Работать надо прежде всего не с Россией, а с Сербией. Российские руководители многократно говорили, что они не поддержат никакого решения, которое не будет принято обеими сторонами, то есть, в том числе, и сербами. Мне кажется, что и США, и Европа просто хотят получить статус для Косова по дешевке, считают, что для этого достаточно просто изложить план – и никто никуда не денется. Ключ же сейчас лежит в Белграде. Россия неформально дает понять сербам, что до последней черты противостояния с западными странами ради Косова Москва не пойдет. Но Москва дает сербам время и возможность торговаться. Пока они этого делать не хотят, но, может быть, это связано с тем, что им не сделаны какие-то совсем уж интересные предложения - а это прежде всего касается Евросоюза, который может заинтересовать Белград какими-то особыми темпами, условиями сближения с ЕС, чего белградские власти очень хотят.