«Арабский мир может заставить палестинцев договориться»

Пушки умолкли. Заговорит ли дипломатия?

Настоящая г ражданская война на палестинских территориях демонстрирует провал дипломатических попыток Запада и России «приручить» радикальных исламистов из движения ХАМАС и сделать их настоящими партнерами по ближневосточному урегулированию. Это прекрасно понимает и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, который в самый разгар кризиса заявил о своем намерении посетить Москву. Оттуда он начнет большое зарубежное турне, стараясь укрепить международную поддержку своей администрации.


Известный московский востоковед, профессор МГИМО Георгий Мирский считает, что главную роль в урегулировании нынешнего кризиса должны сыграть арабские страны:


- В первую очередь, это Саудовская Аравия и Египет, потому что для них ситуация становится очень скверной. Если все останется так, как это выглядит на сегодняшний день (т.е. Газа полностью переходит под контроль ХАМАС), то тогда это действительно будет исламистским государством. Но даже если они не будет делать упор на своем исламизме (хотя в их документах всегда было записано, что единственной властью для палестинского народа может быть духовная власть), даже если они это отложат на потом, то все равно ясно, что организация, которая не признает Израиль, не хочет выполнять решения, которые были приняты предыдущим правительством, - это крайне опасный режим.


- Еще три года тому назад 50-60% бюджета ХАМАС поступало из Саудовской Аравии. Но в последнее время это стало меняться. На арену выступил Иран, который, видимо, хотел бы превратить ХАМАС в такого же своего клиента, как и «Хезболлу» в Ливане. Разница только в том, что «Хезболла» это шиитская организация. И шиитский Иран, конечно, не имеет никаких препятствий на пути к превращению «Хезболлах» в своего клиента.


- Сложнее обстоит дело с ХАМАС, потому что палестинцы - сунниты. Правда, как показывает опыт, политика в критические моменты оказывается сильнее религии. Так, например, Сирию возглавляют отнюдь не шииты. Сирия в основном суннитская страна, а во главе ее стоят алавиты, которых подлинные шииты (те, которые правят в Иране) не считают настоящими шиитами. Однако еще при аятолле Хамейни уже были налажены связи Тегерана с Дамаском, и впоследствии Иран полностью помогал «Хезболле».


- Они могут точно так же начать финансировать, вооружать и ХАМАС. Вопрос в том, как доставлять оружие? Ведь из Израиля не доставишь. Значит, только через Египет. Каким образом через суннитский Египет шиитский Иран может помогать суннитской ХАМАС - вопрос очень сложный. Фактом является то, что, что оружия у них в изобилии.


- В принципе, если представить себе, что ХАМАС действительно превратится в клиента Ирана, то тогда ситуация там изменится. Иорданский король Абдалла еще года два или три тому назад с тревогой говорил о возникновении в этом регионе шиитского полумесяца, который будет тянуться от Ирана через шиитскую часть Ирака и Ливан, в котором чуть не 40% населения шииты и действует такая мощная организация , как «Хезболла».


- Конечно, палестинские сунниты не станут шиитами, ХАМАС не станет шиитской организацией, но независимо от конфессиональных различий Иран может здесь укрепиться. Тогда мало того, что Израиль будет на севере граничить с «Хезболлой» (которая хотя и отошла после прошлогодней войны из Южного Ливана, но, вероятно, имеет иранские ракеты, которые позволят ей даже с севера Ливана обстреливать Израиль, если начнется новая какая-то заваруха). С запада будет новый очаг исламизма в лице ХАМАС. Это будет означать укрепление Ирана. У Египта, Иордании, Саудовской Аравии действительно есть основания быть в большой тревоге. В их интересах сейчас сделать все, чтобы попробовать переиграть все это. Можно надавить. Арабский мир, в основном суннитский, конечно, имеет в своем распоряжении рычаги, чтобы потребовать от ХАМАС и от [председателя ПНА] Махмуда Аббаса сойтись еще раз за столом переговоров и попытаться восстановить единство.