В Париже скончался патриарх французской банковской империи барон Ги де Ротшильд

Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Дмитрий Савицкий.



Дмитрий Волчек: На 99 году жизни в Париже скончался патриарх французской банковской империи барон Ги де Ротшильд. Слово Дмитрию Савицкому.




Дмитрий Савицкий: Барон Ги Эдуар Альфонс Поль де Ротшильд вырос в Париже в семейном особняке, на углу улицы Риволи и площади Согласия, когда-то принадлежавшем министру иностранных дел эпохи Директории Шарлю Морису Талейрану.
Его прапрапрадед, Майер Амшель Ротшильд в 18 веке основал первый банк Ротшильдов, превратившийся в семейную империю. Летние месяцы Ги де Ротшильд проводил в замке родителей, шато де Феррьер, на северо-востоке от столицы. В 1975 году он подарил этот замок и поместье Парижскому университету. Учился Ги де Ротшильд в двух знаменитых парижских лицеях: Кондорсэ и Луи-Лё-Гран, а, призванный под знамена накануне Второй Мировой, служил в Самюре, в кавалерийском полку.
Империя Ротшильдов была в первую очередь банком европейских монархов, знати и промышленной элиты.
В эпоху оккупации Франции нацистами коллаборационистское правительство Виши лишило Ротшильдов гражданства и конфисковало капиталы. Семья бежала в Соединенные Штаты, а позже Ги де Ротшильд перебрался в Лондон, где присоединился к движению France Libre генерала де Голля. По окончанию войны банковская империя трудами Ги де Ротшильда была восстановлена и барон Ги де Ротшильд с 67 по 79 год занимал президентское кресло банка.
В 81 году, когда к власти во Франции пришел Миттеран и социалисты, история повторилась: банк Rothschild Freres был национализирован, а семья опять поселилась в Нью-Йорке. Но прежде чем покинуть Париж, Ги де Ротшильд опубликовал в газете Монд статью, в которой он обвинял социалистов в застарелой местной болезни – антисемитизме.


- Я был евреем при Петене и парией при Миттеране..- писал он… - С меня хватит!
В 84 году старший сын Ги де Ротшильда Давид и племянник Эрик получили наконец разрешение от правительства левых основать новый банк, но им было запрещено называть его «Банком Ротшильдов». Так во Франции появился частный банк Paris Orlean. И лишь в 86 году, когда Елисейский дворец занял Жак Ширак банку вернули семейное имя.
«Прихоти судьбы» - так назвал барон Ги де Ротшильд свои мемуары, в которых он с горечью описывал эту двойную конфискацию государством семейного капитала.
Ги де Ротшильд был крупнейшим филантропом страны. Он был дважды женат: в первый раз он женился на Аликс Ши де Коромла, представительнице венгерской ветви Ротшильдов. Во второй раз в 57 году, причем нарушив традиции, на католичке, Мари-Хэлен ван Зюйлен де Ньевельт де Хаар, и был вынужден уйти с поста председателя французской еврейской общины. В семье Ротшильдов существовало правило: браком сочетаться только с известными еврейскими семьями. Сыновья должны были жениться на девушках из отдаленных ветвей Ротшильдов, а дочери – выходить замуж за аристократов, но сохраняя свою веру. Такими же жёсткими были и правила управления банками. Главенство ветвями династий переходило только к сыновьям. Основные банковские позиции занимали и занимают только члены семей Ротшильдов. Посторонние к делам не допускаются.
Он играл в гольф, на международных турнирах представлял Францию, был помешан на лошадях, его конюшня постоянно выигрывала французские и Гран При. Миру любителей вин хорошо известно так же «шато де Ротшильд», которое принадлежит к высшим марочным винам бордо.
Кроме вышедшей в издательстве Бельфон в 83 году книги мемуаров, Ги де Ротшильд написал два, нынче ставших редкостью, романа: «Фантом Леи» и «Моя сиамская тень»…
По сообщению «Фигар», прощальная церемония должна состояться в четверг 21 июня в центральной парижской синагоге.