МПР заставит нефтяников выращивать огурцы, лишь бы погасить газовые факелы

Из добываемых в России 55-60 миллиардов кубометров ПНГ на переработку идет четверть, а от 30-45% попросту сжигается

Потери экономики России от сжигания добывающими компаниями попутного нефтяного газа превышают 139 миллиардов рублей в год. В то же время переработка ПНГ могла бы приносить ежегодно 362 миллиарда рублей прибыли, подсчитало Минприроды. По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, который провел сегодня в Ханты-Мансийске совещание по проблеме использования ПНГ, за последние 17 лет в стране не было введено в эксплуатацию ни одного нового предприятия для переработки газа.


По данным Всемирного банка, в мире ежегодно впустую сжигается порядка 150 миллиардов кубометров природного газа. Из добываемых в России 55-60 миллиардов кубометров ПНГ на переработку идет четверть, а от 30-45% попросту сжигается. Остальной газ используется недропользователями на нужды промыслов либо списывается на технологические потери. По подсчетам МПР, компании сжигают 20 миллиардов кубометров газа, то есть больше, чем потребляет соседняя Белоруссия. И за это сжигание кубометра ПНГ взимается всего 2 копейки штрафа.


По данным правительства ХМАО, где проходит сегодняшнее совещание МПР, на месторождениях Югры добывается 25 миллиардов кубометров ПНГ, из них 6 миллиардов сжигается в факелах. За все же годы освоения недр в округе было сожжено около 300 миллиардов кубометров нефтяного газа, передает ИТАР-ТАСС. Из компаний. работающих в ХМАО только «Сургутнефтегаз» на 90% перерабатывает ПНГ.


Между тем, государство давно обещает взяться всерьез за нефтяников, которым легче зажечь факелы, чем построить заводы по переработке ПНГ. До конца года, сказал глава МПР, неоднократно предлагавший увеличить сумму штрафов за факелы, эту проблема будет решена. И не только путем ужесточения экономических санкций за сжигание газа. У государства есть и другие возможности влиять на производителей. Например, внести изменения в законодательство и переписать лицензионные соглашения – внести в них обязательства по переработке ПНГ. По сути, это означает полный запрет на сжигание, заявил Трутнев.


В МПР, однако, не могут не понимать, что факелы зажигают не от лени, а от того, что вкладывать совсем немалые деньги в переработку не всегда выгодно. Не все компании имеют потом возможность реализовать добытый газ. И это несмотря на то, что после обращения к Федеральному собранию президента, который поручил ужесточить требования по утилизации попутного газа, «Газпром» пообещал принимать переработанный компаниями газ в газотранспортную систему.


Например, главным факельщиком признана иностранная компания Total, осваивающая в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) Харьягинское месторождение в Ненецком автономном округе. Там только за февраль нынешнего года было сожжено, по данным МПР, свыше 10 миллионов кубометров газа. А в целом сжигается до 76% всего добываемого ПНГ.


Притом владельцев лицензии на Харьягу обвиняют в том же в чем сейчас владельцев лицензии на Ковыктинское месторождение – ТНК-ВР – в неисполнении лицензионного соглашения по объемам добычи. Сами компании объясняют то, что они добывают меньше, чем прописано в соглашении, невозможностью попасть в газотранспортную систему «Газпрома» и продать этот газ за переделами области. К примеру, Иркутской области, где находится Ковыкта нужно не более 4 миллиардов кубометров газа, а по лицензии добывать надо не менее 9 миллиардов.


Раздражение МПР вызывают в этом отношении не только частные компании, но и государственные. «Есть компании, которые в этом отношении работают лучше, есть которые работают хуже», цитирует слова Трутнева РИА «Новости».


Он предложил государственной «Роснефти» вместе подумать, куда девать переработанный газ: «Если дорого вести сеть транспортную, значит надо смотреть возможность утилизации на месте: парники будете делать, огурцы выращивать в районе крайнего севера. Или вырабатывать пластмассу, если позволит содержание газа …».