Лев Пономарев: силовики похищают в Дагестане «неправильных» мусульман

Искать пропавших людей силовики предлагают за деньги, говорят родственники похищенных

Российские правозащитники заявляют о многочисленных фактах похищений людей в Дагестане. По данным движения «За права человека», только за последние два месяца в республике пропали без вести около 20 человек. Родственники похищенных подозревают, что их близкие были незаконно задержаны силовиками.


Несколько дней назад родственники пропавших людей приезжали в Москву. Тогда вместе с правозащитниками они пытались привлечь внимании прессы и получить какие-либо комментарии от руководства правоохранительных органов. По словам лидера общественного движения «За права человека» Льва Пономарева, ни того, ни другого осуществить им не удалось. В интервью Радио Свобода он заявил, что эти похищения скорее всего объясняются «борьбой с терроризмом», которую ведут силовые структуры в Дагестане.


По словам Льва Пономарева, особенность похищений, происходящих в Дагестане в последние два месяца, в том, что исчезают молодые люди, которых можно назвать «неправильными» мусульманами. Они ходят в одну из старейших мечетей Махачкалы, где собираются верующие, не признающие имамов, которых поддерживает духовное управление мусульман. «Некоторым из них давно говорили: зря вы ходите в эту мечеть, называли их ваххабитами и фактически угрожали еще до того, как они исчезли, - говорит Лев Пономарев. - У родственников нет никаких сомнений, что эти люди похищены именно милицией либо представителями федеральных силовых структур».


Лидер движения «За права человека» считает, что оставлять эту ситуацию без внимания нельзя: «Надо найти этих людей, надо помочь матерям, которые сейчас мечутся по Махачкале, приезжали в Москву и ищут своих детей. Так не может и не должно быть у нас в стране». По словам Пономарева, родственники пропавших требуют, что правоохранительные органы действовали в рамках закона: «Они говорят: хорошо, допустим, есть подозрение, что наши дети связаны с террористами, с вооруженным подпольем. Но вы не похищайте их, вы арестуйте их. Мы должны знать, где они находятся, и мы должны найти адвоката, который будет посещать их, и мы будем знать, что их не пытают, что закон будет на их стороне».


Однако когда представители силовиков выходят на контакт, ссылается Лев Пономарев на слова родственников пропавших, разговор сразу переходит на деловые рельсы: ««Мы попробуем найти ваших детей, говорят силовики родственникам, но это будет стоить определенных денег». По информации г-на Пономарева, недавно домой вернулись двое из похищенных – «молодой человек, избитый, его пытали, он находится в больнице; и девушка она была в Чечне». Лев Пономарев сообщил, что родственники вернувшихся наотрез отказываются общаться с родственниками тех, кто до сих пор числятся пропавшими. «Может быть, они вернулись в результате выкупа, - предположил Пономарев. - Несмотря на то, что было похищено 20 человек, заявления написали всего четверо, родственники всех остальных похищенных отказываются писать заявления – боятся».


Родственница одного из пропавших без вести Гюльнара Рустамова не сомневается в том, что за исчезновением людей стоят силовые структуры: «У меня похитили зятя, мужа моей сестры. Он пропал 14-го числа, пошел в гости. И 15-го числа только сообщение было от него, что у него зарядка села, и никаких известий после этого не было. Мы думаем, что похитили его правоохранительные органы. У него дядя работает в шестом отделе УБиУТ, и он подошел к матери моего зятя и сказал: твой сын находился у нас, его у меня на глазах были, и я ничем не мог помочь, ничего не смог сделать. Его судьба неизвестна». По словам Гюльнары, девушка, вернувшаяся из Чечни («Асват, 1982 года рождении, она в таком тяжелом состоянии сейчас в больнице находится, и она говорит, что ее держали в Гудермесе»), рассказывает, что у нее на глазах застрелили парня из числа похищенных 20 человек: «Кто именно это был, я не знаю, на голове у него был мешок».


В конце мая в Махачкале прошел митинг жителей поселка Ленинкент, требовавших возвращения своих похищенных односельчан. О реакции официальных лиц пока ничего не известно.