Для спасения жертв автокатастроф врачам не хватает скорости

В регионах, где нет специальных травмацентров, умирают 50% жертв автокатастроф

Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествия погибает почти 35 тысяч человек, более 250 тысяч получают ранения. Оказание адекватной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях требует и серьезных теоретических разработок, и соответствующего финансирования. По мнению ведущих специалистов здравоохранения, одна из основных проблем - это несоответствие между государственными гарантиями медицинской помощи и их ресурсным обеспечением. Этому несоответствию способствует отсутствие стандартов оказания медицинской помощи, в частности, помощи пострадавшим в ДТП. Такая помощь практически полностью включена в программу государственных гарантий, но эти гарантии финансово не обеспечены. Одним из источников их финансирования должны были стать средства обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но степень участия страховых компаний, реализующих программы ОСАГО, в финансировании медицинской помощи пострадавшим в ДТП пока не ясна даже специалистам.


Говорит директор Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи имени Джанелидзе Сергей Багненко: «Для того чтобы оказать помощь своевременно, в стране нужно формировать травмацентры. Травмацентры - это специализированные центры для оказания помощи именно таким пострадавшим. Это ничуть не менее специализированная патология, чем ожоги, чем отравления. И если у нас в стране уже есть ожоговые центры, есть в стране центры по лечению острых отравлений, нужно делать и травмацентры. При этом в этих травмацентрах должны работать многие специалисты. Травма может быть не только брюшной полости, но там и костная травма, и черепно-мозговая травма, травма сосудов, травма груди. Поэтому такие центры нужно формировать на базе многопрофильных стационаров. Лучше всего в областных больницах - это травмацентры первого уровня. А травмацентры второго уровня - в районных больницах, где должна быть как минимум шоковая операционная с круглосуточной готовностью оказания помощи в первый час от момента поступления. Понятно, что в этих проектах задействованы не только медицинские силы, но и силы ГИБДД, Министерство по чрезвычайным ситуациям.


В Санкт-Петербурге ситуация обстоит гораздо лучше, чем во всей стране. В Петербурге есть Институт скорой помощи имени Джанелидзе, который 50 лет занимается этой проблемой, есть Военно-медицинская академия, которая многие годы занимается этой проблемой, есть травмацентры в пяти стационарах, где есть шоковые операционные. В более чем 90% автотравмы госпитализируются именно в эти пять стационаров с травмацентрами.


Если помощь налажена хорошо и очень хорошо, то летальность среди этих пострадавших при тяжелой травме где-то около 20%, в Институте имени Джанелидзе - 16 %. Если этой проблемой не заниматься, то будет летальность 50-52 %. У нас, допустим, в Петербурге и в Москве летальность в районе 20 %. А в тех регионах, где нет травмацентров, там летальность около 50 %, естественно. Если мы говорим о количестве пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тысяч населения, то в России это 24 на 100 тысяч населения, а в Европе в среднем – 12, а в Нидерландах – 4».


При сегодняшней обстановке на дорогах, а главное, нравственном уровне водителей никакие вертолеты не помогут, уверен ученый секретарь Военно-медицинской академии Генрих Софронов: «Проблема из проблем - это организация комплексных мероприятий, обеспечивающих своевременную, то есть самую краткую по времени доставку пострадавших в специализированные лечебные центры. Это Военно-медицинская академия на севере и Институт скорой помощи на юге. Дорог дополнительных не построишь. Вертолеты - просто смешно. Они не могут сесть в городе. Очень простая ситуация и очень простая логика - всеми средствами через радио, телевидение, газеты, внушение нашим водителям за рулем - что завтра, может быть, через 15 минут это может случиться с вами. - пропустите "скорую помощь". Вот и все. При быстрой доставке результаты могут быть просто фантастические. Человек возвращается с того света».