Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шарый : Совет Федерации сегодня утвердил на должность председателя Следственного комитета заместителя Генерального прокурора России Александра Бастрыкина. Его кандидатуру на рассмотрение парламентариям внес президент России Владимир Путин. Следственный комитет будет вести предварительные следствия по уголовным делам. Его сотрудникам дается право принимать решение о возбуждении уголовных дел. Раньше этим занимались прокуроры. Бастрыкин уже сделал первые громкие заявления. В частности, он назвал Андрея Лугового главным подозреваемым по делу об убийстве Александра Литвиненко, и не стал отрицать возможность причастности Бориса Березовского к этому убийству, о чем раньше заявлял и подозреваемый Луговой. О том, почему именно Бастрыкин был назначен на эту принципиально главную ключевую, и отчасти политическую должность рассказывает корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Сергей Миронов : Решение принято! Александр Иванович Бастрыкин назначен на должность первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Давайте поздравим Александра Ивановича, пожелаем ему успеха.
Данила Гальперович : Сергей Миронов объявил об утверждении Александра Бастрыкина главной Следственного комитета при Генеральной прокуратуре праздничным тоном. Но можно с уверенностью сказать, что в самой прокуратуре настроение отнюдь не праздничное. У прокуроров отбирают следствие, и существенно сокращают возможности влияния на ход рассмотрения уголовных дел. Генеральный прокурор Юрий Чайка официально поддержал создание Следственного комитета, но его заместители, например, Сабир Кихлеров на закрытых совещаниях в Госдуме говорили, что развал прокуратуры в случае этого шага не минуем. Прокурор начнет чувствовать себя бумажным тигром. Бывший помощник прокурора Советского Союза, депутат Госдумы Виктор Илюхин знает настроения в прокурорское среде и разделяет их.
Виктор Илюхин : Последствия будут самыми, что ни на есть, отрицательными, и скажутся в ближайшее время. Статья 129-я Конституции России прямо говорит о том, что прокуратура является единым централизованным органом. Вот этого единства и централизованности важнейшего органа по надзору за исполнением законности теперь не будет. А учитывая то, что сегодня у Генеральной прокуратуры отбирают фактически надзорные функции в плане своевременной отмены незаконных решений, допущенных на стадии предварительного расследования, то само следствие по сути возвышает над Генеральной прокуратурой.
Чем это грозит? Это грозит многими последствиями. Приходил прокурор ранее в следственный изолятор, видел, что человек незаконно задержан. Он мог своим постановлением освободить его из-под стражи. Теперь он должен писать представление руководителю подразделения, следственного подразделения. А тот говорит – я с тобой, прокурор, не согласен. Вот эта канитель может длиться 10 дней, а человек незаконно содержится под стражей.
Данила Гальперович : Следственные отделы есть в России у МВД, ФСБ, у Гражданской и Военной прокуратур и даже у Таможенного комитета. Поэтому идея создать Следственный комитет, объединяющий всех следователей России, живет в российской власти давно. Но создаваемая сейчас структура будет именно при прокуратуре. Остальные силовые ведомства, во всяком случае, пока, сохранят своих следователей. При этом глава комитета становится фактически равным Генеральному прокурору. Его тоже утверждает Совет Федерации по представлению президента. Политолог Станислав Белковский уверен, что ведомство Александра Бастрыкина фактически станет личным следственным подразделением Владимира Путина.
Станислав Белковский : Создание Следственного комитета означает, во-первых, что Владимир Путин решил взять под личный контроль следствие. Потому человек, которому он лично доверяет, который не имеет независимых от Путина бизнес-интересов, Александр Бастрыкин стал главой этой структуры. Во-вторых, это, безусловно, означает ослабление Романа Абрамовича, Олега Дерипаски, Александра Волошина, Дмитрия Медведева и других бизнесменов и политиков, которые пользовались немалым влиянием на Юрия Чайку и руководящий состав Генеральной прокуратуры при этом администраторе. Теперь, безусловно, все функции следствия переданы в новую структуру, больше влияния на кадровый состав, который будет иметь лично Владимир Путин и его влиятельный помощник Игорь Сечин, возрождающийся, как Феникс из пепла, после большого аппаратного поражения, отставки ключевого члена его команды, ключевого соратника, Владимира Устинова с генпрокурорского поста год назад. Игорь Сечин же попытается, скорее всего, обложить Бастрыкина заместителями, лояльными ему, Сечину.
Данила Гальперович : В кулуарах Государственной Думы ходили рассказы о том, что после снятия Владимира Устинова с прокурорской должности, соперники Игоря Сечина по аппаратной борьбе хотели создавать как раз всеобъемлющий Следственный комитет, и двигать на пост его главы нынешнего руководителя Госнаркоконтроля Виктора Черкесова. Однако после того как комитет решили образовывать все же в составе прокуратуры, для главного борца с наркотиками назначение на этот пост было бы аппаратным понижением. По слухам в Госдуме, президент решил не давать преимуществ ни одной из борющихся за влияние на него групп, а воспользоваться самому полезной идеей. Поэтому, по словам Станислава Белковского, на пост главы комитета и был поставлен питерец второй формации.
Станислав Белковский : Конечно, Александр Бастрыкин – человек, который будет завязан лично на Путине. Это староста университетской группы Владимира Путина. Это человек, который, мягко говоря, звезд с неба не хватал. Собственно, к началу 10-летия он не был большим начальником. Он не оказался в обойме тех, кого Путин в приоритетном порядке возвысил и привез с собой в Москву из Петербурга. Он не входил в плеяду таких удачливых путинских соратников, как Игорь Сечин или Дмитрий Медведев. Собственно, Александр Бастрыкин это типичный представитель второй плеяды путинцев, людей, которых можно назвать уже не бизнесменами, а наемными работниками. Они не имеют своих бизнес-интересов, и живут по смете, которую определяет и утверждает лично Владимир Путин. Все ключевые вопросы они решают только с президентом. У них нет интересов, которые мешали бы им быть полностью откровенными с президентом Путиным.
Данила Гальперович : Александр Бастрыкин написал несколько книг по криминалистике, и уважаем своими коллегами за глубокие теоретические знания. Однако новый пост потребует от него не способности прочитать наизусть Уголовный кодекс, а быстроты реакции и искусства аппаратной интриги.