Банк России вдвое повысил собственный прогноз притока иностранного капитала в российскую экономику. В опубликованном документе «Основные направления денежно-кредитной политики на 2008 год» говорится, что частные компании получат уже в нынешнем году не 35 миллиардов долларов, а 70 миллиардов.
В свою очередь, американская инвестиционная компания Goldman Sachs сделала вывод о том, что появление в России энергетических гигантов должно плодотворно сказаться на развитии неэнергетических отраслей, например на развитии страхового, фармацевтического и технологических секторов. Кроме того, считают в компании, Россия, Китай и Бразилия уже превратились в более значительных производителей энергии, чем Соединенные Штаты и другие западные страны. И это создает базис для появления в этих странах современных отраслей промышленности и превращения их в значительных мировых индустриальных игроков.
Goldman Sachs вспоминает, как еще в 1991 году 55% крупнейших энергетических игроков были американскими, 45% – европейскими; сегодня –35% из них составляют российские, китайские, индийские и бразильские концерны и лишь 30% - американские.
На что будет тратить Россия сверхприбыли от продажи энергетических ресурсов и насколько вероятен оптимистичный сценарий Goldman Sachs в отношении экономической политики России, Радио Свобода прокомментировал содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман.
- Как вы оцениваете экономическую политику российского президента, направленную на создание и поддержку энергерических гигантов?
- Президент Путин делает то, что ему кажется жизненно важным для развития России Он консолидирует в руках государства основные энергетические, сырьевые ресурсы и компании и использует доходы на важные с его точки зрения проекты. Я думаю, пока средний россиянин был вполне удовлетворен тем, что делает президент. Поток нефтедолларов оживил Россию и позволил создать зачаточный средний класс. Но если в краткосрочном плане эта стратегия сработала, то в долгосрочной перспективе она таит большие опасности. Ведь ради достижения своей цели Кремль, по сути, обирает западных инвесторов, выдавливая их из энергетического сектора, разрывая прежние контракты.
- А как же прогноз Goldman Sachs?
- Что бы ни предсказывали аналитики Goldman Sachs, сомнительно, что в таких условиях, когда под вопросом находятся права собственников, западные инвесторы пойдут в Россию и дадут ей то, что ей необходимо для развития, – технологии, ноу-хау. При этом и ее средства не приветствуются за рубежом, ей не хотят продавать стратегические предприятия, опасаются связей ее фирм с Кремлем – взять хотя бы провал попытку «Северстали» купить компанию из Бенилюкса или отказ Airbus предоставить место российским акционерам в его совете директоров.
- И все же, могут ли нефтедоллары, гигантские запасы валюты как предрекает Goldman Sachs, стать почвой для создания новых отраслей и промышленности и сервис-индустрии?
- Это, естественно, возможно. Вопрос лишь в том, на что пойдут эти средства. Иными словами, как быстро новые владельцы собственности – государственные менеджеры будут поражены тем, что я называю «русской болезнью», то есть они начнут грызться между собой, пытаясь прибрать к рукам принадлежащую государству собственность, то есть повторят путь, пройденный оригинальными олигархами. Или эти миллиарды смогут дать толчок инвестициям в перспективные отрасли. Наиболее же вероятный вариант, на мой взгляд: Россия, как это бывало прежде, будет проживать свои нефтедоллары. И пока цены на нефть, газ и природные ресурсы будут оставаться высокими, она сможет поддерживать свой скромный уровень жизни.