Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов .
Александр Гостев : Власти Ростова-на-Дону отказали в понедельник организаторам "Марша несогласных" в проведении в городе 30 июня этого оппозиционного мероприятия. Отказ был мотивирован тем, что заявка на проведение "Марша" была подана в муниципалитет за несколько дней до акции, между тем областное законодательство требует подачи документов за несколько недель. Организаторы мероприятия уверенны, что причина отказа заключается в том, что 30 июня в Ростов-на-Дону должен приехать Владимир Путин на заседание Госсовета. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.
Олег Кусов : "Несогласные" собирались пройти по главной улице областного центра до площади имени Карла Маркса. Но сразу после подачи заявки на проведение Марша несогласных в Ростове-на-Дону начались задержания активистов оппозиционной коалиции "Другая Россия". Рассказывает наш корреспондент в Ростове-на-Дону Григорий Бочкарев.
Григорий Бочкарев : 19 июня Павел Нагибин и Григорий Елизаров отнесли заявку в администрацию Ростова на проведение в городе Марша несогласных. Уже на следующий день в офис фирмы, которой руководит лидер регионального отделения "Объединённого гражданского фронта" Борис Батый, пришли семь сотрудников отдела «К» криминальной милиции Главного управления внутренних дел по Ростовской области и изъяли все имеющиеся в наличии системные блоки компьютеров якобы для проверки оперативной информации об использовании нелицензионного программного обеспечения. А на следующий день начались массовые задержания активистов коалиции "Другая Россия". Все они вдруг стали (согласно протоколам) одновременно «выражаться грубой нецензурной бранью, не реагировать на замечания, чем нарушили общественный порядок».
Сейчас их содержат в спецприёмниках для административно задержанных в разных городах - Ростове, Таганроге и Аксае. Вот что об этом рассказал Борис Батый:
Борис Батый : Режим содержания достаточно жёсткий - это камера с двухъярусными нарами, их даже не выводят на прогулки, объявили безвыводными, ни на какие прогулки, ни на работы. Плюс освободили дополнительные камеры для "политических". Потому что обычно все хулиганы, матерщинники и дебоширы Ростова помещаются в одну первую камеру. Остальные гастарбайтеры и незаконные мигранты, то есть сидят и ждут депортации. А здесь освободили, то ли уплотнили, то ли вывезли, я не знаю. Сейчас минимум три камеры.
Более того, в частности, Павел Нагибин, он ростовчанин, был осужден Первомайским мировым судом, но почему-то его отвезли в Аксай в спецприемник для административно задержанных.
Григорий Бобчкарев : Вначале администрация Ростова-на-Дону никак не отреагировала на поданную заявку о проведении марша. Ни согласия, ни предложения другого места или маршрута или даже формата. Она просто промолчала, сделав вид, что ничего не было, да и быть не могло. Лишь после неоднократных обращений журналистов с просьбой прокомментировать происходящее, городскими властями было заявлено, что при подаче заявки не были соблюдены нормы регионального закона о проведении массовых мероприятий.
Борис Батый : К нам обратилось значительное, я считаю, количество журналистов, я даже был приятно удивлён этим, я боялся, что всё это постараются замолчать. Нет, не получается замолчать. Скандал разгорается, потому что это действительно скандалище, когда людей взяли, под надуманным предлогом посадили. Такое впечатление, что желание местные власти - любой ценой предотвратить какие-либо оппозиционные выступления. Причем, опять же говорю мирно - никто, ничего там делать не собирался, выходящего за рамки закона. Для этого была сделана заявка, были проведены некоторые подготовительные операции. А власть решила нейтрализовать это дело в максимально жесткой форме. Такого нигде в городах, где планировался Марш несогласных, не происходило. Я считаю, что власть показала свое истинное лицо. Наша задача, кроме прочего, привлечь внимание народа, чтобы они поняли - кто нами управляет. Я на себе полностью сейчас ощутил в последние дни, что никакой демократии у нас нет. У нас есть жесткое полицейское государство, которое старается любыми способами расправиться с неугодными ему.
Григорий Бочкарев : Руководитель региональной организации "Объединённого гражданского фронта" Борис Батый обратился к полпреду президента в ЮФО Дмитрию Козаку с письмом, в котором попросил его, как представителя гаранта Конституции, разобраться, кто давал приказы на незаконные задержания активистов "Другой России". Из полпредства какого-либо ответа пока нет. Возможно, он последует тогда, когда из Ростова после заседания Госсовета уедет Владимир Путин.
Олег Кусов : Рассказывал наш корреспондент в Ростове-на-Дону Григорий Бочкарев.
11 июня в центре Москвы лидеры оппозиционной коалиции "Другая Россия" на митинге в поддержку Марша несогласных назвали эту форму оппозиционного протеста эффективной, и объявили перерыв в проведении акций до осени. Инициатива проведения марша в Ростове-на-Дону шла от местных активистов коалиции, заявил один из лидеров "Другой России" Эдуард Лимонов.
Эдуард Лимонов : Это не Марш несогласных, это митинг в поддержку Марша несогласных. Нужно делать определенную разницу. Поскольку Марши несогласных - это большие мероприятия, подготавливаемые достаточно долгое время (обычно не менее месяца), а вот такие мероприятия, скорее, митинги в поддержку марша. Они обычно получаются менее многочисленными. Эта инициатива обычно местных сторонников "Другой России".
Олег Кусов : В июле должна состояться конференция коалиции "Другая Россия", на которой, по всей видимости, будут проанализированы проведенные в различных городах России Марши несогласных. Эдуард Лимонов убежден, что после летнего затишья уже в начале осени марши вновь пройдут в российских городах.
Эдуард Лимонов : Я думаю, что формула Марша несогласных очень удачная. Мы будем продолжать это делать. В арсенале тактических средств "Другой России" будут появляться и другие акции различные. В сентябре увидите.
Олег Кусов : Не исключено, что участники июльской конференции поднимут вопрос о тактике "Другой России" в президентской предвыборной кампании. Из политиков правого толка о своем намерении баллотироваться на пост президента России уже заявил Григорий Явлинский. Ранее свои услуги оппозиционным силам предложил Виктор Геращенко. А о едином оппозиционном кандидате, по мнению экспертов, уже говорить не приходится. Более того, оппозиционеры стали публично критиковать друг друга. Григорий Явлинский неоднократно заявлял, что "Яблоко" не будет участвовать в совместных акциях с "Другой Россией", но критика Явлинского лидеров "Другой России", судя по словам Эдуарда Лимонова, не смущает.
Эдуард Лимонов : Я не считаю это критикой. Я считаю, что это злопыхательство, ревность уходящего политика новым формам политического противостояния. Чего добился, где результаты Явлинского за 14 лет существования его партии и 10 лет сидения в Государственной Думе? Они равны нулю. А мы хотя бы добились Маршами несогласных уже соблюдения Конституции, статьи 31, что граждане могут мирно собираться, высказывать свои политические верования на улицах городов. Мы этого добились. После избиения 14-15 апреля последовали значительно спокойные и мирные марши 9 и 11 июня.
Олег Кусов : Говорил один из лидеров коалиции "Другая Россия" Эдуард Лимонов.