Российская футбольная грусть

Наедине с мячом у российских игроков еще что-то получается. А вот соперники порой очень мешают... Фото Игоря Швейцера

С одной стороны – ничего удивительного, ибо кубковые матчи и в особенности соперники в них являются для команд высшего российского дивизиона отнюдь не самым сильным раздражителем. С другой – проиграть «Тереку», как это случилось со «Спартаком», или «Уралу» - этот «подвиг» записал на свой счет «Локомотив» - показательно. Ибо свидетельствует о несостоятельности команды в футбольном плане как минимум в отдельно взятом матче.


Однако - и это всем известно – применительно и к нынешнему «Спартаку», и к нынешнему «Локомотиву» такое определение будет слишком мягким. Налицо кризис. Говорится об этом давно, в качестве решения проблем предлагаются разные способы, от доукомплектования команды до смены тренера. Впрочем, почему предлагаются? В «Спартаке» эта смена уже произошла, и на тренерском посту мягкого по характеру Владимира Федотова сменил имеющий более суровый имидж спортивный директор клуба Станислав Черчесов, некогда бывший вратарем команды. О возможности такой рокировки, состоявшейся в итоге не в полной мере, - поскольку Федотов окончательно покинул именитый клуб, - говорили давно. Как результат – на счету Черчесова уже одна победа и одно поражение. Анализировать работу этого специалиста время еще не пришло, но и без анализа ясно, что радикальных перемен ждать в скором времени не приходится.


Сняв одного малоопытного – разумеется, в масштабах такого клуба, как «Спартак» - тренера и назначив другого, хозяева и руководители «красно-белых» недвусмысленно дали понять, что либо задачи перед «Спартаком» стоят уже не те, что прежде, и им лишь хочется придать видимость порядка в команде, либо они просто не понимают, что большие победы не приходят без больших - и не обязательно в плане денег – вложений. Да, ничья с «Тереком», обернувшаяся в итоге поражением по пенальти, - не трагедия. Но, как уже говорилось выше, знаковое событие. Знак того, что кризис не преодолен, что «Спартак» ничем, кроме амбиций, от средней российской команды сейчас не отличается... Конечно, на первом для команд премьер-лиги этапе Кубка России соревнование покинули не только «Спартак» и «Локомотив», но остальные пока не дают повода для более подробного разговора о себе.


Другое дело «Спартак» и – особенно – «Локомотив». Особенно – и потому, что заявленный годовой бюджет этого клуба, составляющий, по мелькавшей в спортивной прессе информации, 40 миллионов долларов, является самым большим во всей премьер-лиге. И потому, что «Локомотив» укомплектован едва ли не лучшими по меркам российского футбола игроками. И потому, наконец, что тренирует его никак не малоопытный наставник, а олимпийский чемпион Сеула Анатолий Бышовец. Тут уж не спишешь ни на нехватку опыта, ни на что-либо еще.


Впрочем, сам Бышовец находит пока объяснения: виноваты и преследующая команду эпидемия травм, и ошибающиеся судьи, и то, что «Локомотив» находится в стадии формирования, и… Список можно продолжать долго, ибо Анатолий Федорович, как человек неглупый, образованный и владеющий ораторским искусством, практически всегда найдет, что сказать. Другое дело, что объяснения эти, кажется, порой звучат немного невпопад … А поскольку Бышовец нередко критикует и своих подопечных, а вокруг команды ходят неприятные слухи, чем все это закончится, догадаться несложно. Иначе будет лишь в том случае, если «Локомотив» вдруг начнет играть, да причем так, что не заставит никого усомниться в своей исключительной по российским меркам силе. Потенциально ему это под силу. Но бывают ли чудеса?...


Истории, случившаяся с Федотовым в «Спартаке» и происходящая сейчас с Бышовцем в «Локомотиве», чем-то похожи друг на друга. Ведь по сути это ничто иное, как яркие примеры неспособности - что уж там душой кривить – советских еще тренеров работать в условиях элитных клубов современного российского футбола. Отчасти это грустно. Скоро ничто практически не будет связывать футбол советский, довольно высокого уровня, с современным российским, уровень которого относительно футбольной Европы куда ниже.


Правда, тут в прессе промелькнуло сообщение, что с будущего года сам Олег Иванович Романцев, возможно, вернется к тренерской работе. И как знать, не на места ли, которые могут освободиться по причине несоответствия амбиций руководителей клубов и способностей тренеров, метит он? Но, куда бы он ни метил, перспективы его возвращения на тренерскую деятельность сомнительны, поскольку он больше памятен не как молодой специалист, тренировавший сильный «Спартак», а как замкнутый человек, не сумевший удержать от краха слабый, а затем и вовсе провалившийся как тренер в нескольких клубах рангом ниже.


Словом, особых надежд на опытных людей из той эпохи уже нет. А перспективной молодежи в российских клубах на тренерских постах, кроме, быть может, Рашида Рахимова или Андрея Кобелева, не видно. Вот поэтому от размышлений о тренерах в современном российском футболе становится на душе особенно тоскливо.