Дело о чести и достоинстве ректора Саратовского университета: журналисты проиграли, но не сдались

Декан истфака Велихан Мирзеханов был обвинен в упущениях при строительстве нового корпуса университета и уволен

Появившаяся в газете «Саратовский расклад» больше года назад статья «Университет, в котором подставили Володина» стала поводом к иску о защите чести и достоинства ректора Саратовского государственного университета Леонида Коссовича. Речь в статье шла об авторитарных методах руководства вузом, а главное - о роли вице-спикера Госдумы, депутата от Саратовской области Вячеслава Володина, сделавшего коллектив университета заложником большой политической игры.


Суд газета проиграла. 28 июня в «Саратовском раскладе» опубликовали текст опровержения. В тот же день редактор газеты Владимир Спирягин и автор статьи Алина Цодикова отправились в университет, чтобы передать ректору Леониду Коссовичу сумму, компенсирующую ущерб, нанесенный его чести и достоинству, - 10 тысяч рублей. Деньги монетами достоинством 10 копеек были уложены в 40 банковских мешков, которые коллектив редакции привез к стенам вуза. Однако на проходной журналистов остановила служба охраны и пресс-секретарь ректора Сергей Любимов, между ними состоялся следующий диалог:


Алина Цодикова: « Мы не в режимном учреждении. Мы пришли к ректору окончательно поставить точку на наших судебных отношениях. Все. Мы пришли официально. Поэтому извольте нас пропустить».


Охранник: «А дадут указания?»


Алина Цодикова: « Какие указания дадут?»


Сергей Любимов: «Свяжитесь с адвокатом. То, что вы сейчас делаете, это глумление над правосудием».


Владимир Спирягин: «Что за чушь?! Мы привезли деньги».


Сергей Любимов: «Если вы назначаете время и место, это не означает, что вот это соответствует закону. Примет тогда, когда он сочтет нужным. Запишитесь на прием, он вас примет. Когда? В соответствии с законом. Есть сроки рассмотрения писем».


Почему передача денег выигравшей стороне является глумлением над правосудием, и зачем после окончания процесса нужно вести диалог с адвокатом ректора, юрист редакции Юлия Кленина не поняла, но обещала, что вся сумма будет вручена через службу приставов.


Проректор по общественным связям госуниверситета Дмитрий Чернышевский (потомок известного писателя, чье имя носит университет), выразил удовлетворение по поводу выигранного процесса: «Пусть готовят еще деньги, мы детям их все будем передавать в детские дома, у нас много детских домов, которые нуждаются в помощи. И журналисты, которые клевещут на СГУ, будут делать благое дело».


Журналист Алина Цодикова не считает свою статью клеветой: «События, которые происходили в университете, я отслеживала в силу своего профессионального долга и в силу того, что университет слишком значим в контексте нашего города, его культурной, научной и общественной составляющей. Статья, которая явилась предметом иска, это абсолютно добросовестный и честный анализ ситуации, не ангажированный никем. Это мое мнение, это мое понимание сути тех процессов, которые происходят в течение трех лет в университете».


Редактор «Саратовского расклада» Владимир Спирягин намерен отстаивать достоверность изложенных в статье фактов в высших судебных инстанциях: «О произволе службы безопасности, о невозможности донести свое мнение до ректората, о командной политике, внешних влияниях со стороны того же самого Володина и "Единой России". Это было таким катализатором мощным. На Мирзеханова начались гонения».


Декан истфака Велихан Мирзеханов был обвинен в хозяйственных упущениях при строительстве нового корпуса университета и уволен. Дело получило широкий резонанс. Протест против преследования Мирзеханова выразили ученые не только России, но и западных институтов. Декан был восстановлен в должности судом, но позже лишился заведования кафедрой. Велихана Мирзеханова поддержали ведущие ученые вуза, сформировалась оппозиция ректорату. Судебные иски, перипетии внутренней академической жизни вуза стали объектом внимания широкой общественности города.


Казалось бы, какое дело горожанам до внутривузовских проблем? Ре дактор журнала «Общественное мнение» Алексей Колобродов поясняет: «Университетские свободы, традиции, свобода мышления, свобода разных мнений, пусть это пафосно звучит, но для саратовцев совершенно не пустой звук. В самые глухие советские годы партийные органы не позволяли себе с университетом таким образом обращаться, более того, с университетом они вообще мало себе что могли позволить.


Спикером регионального собрания Большедановым не где-нибудь, не на митинге, не в областной думе, не среди чиновников, а именно в университете было объявлено о начале предвыборной кампании. Атмосфера глубокого удовлетворения и осанны родной партии, любимому вождю была сгущена до такого предела, что мне показалось, что в университете изобрели машину времени. Казалось, что перенесли куда-то в конец 70-х на БАМ. Университет становится действительно ареной политической борьбы».


В этой борьбе в учет не берутся не только свободомыслящие профессора, но и фигуры более весомые в политической жизни области, считает Алексей Колобродов: «Володин выстраивает в Саратовской области собственную властную вертикаль, база которой - партия "Единая Россия" и структуры высшего образования. Вертикаль имеет цель держать в руках реальную власть и ни за что не отвечать, отодвинув тех, кто должен эту власть осуществлять - руководителя муниципалитета и губернатора».


Неделю назад глава городского муниципального собрания Олег Грищенко направил открытое письмо Борису Грызлову. В нем он обращает внимание лидера «Единой России» на деструктивную политику, осуществляемую в Саратовской области Вячеславом Володиным. Неделю спустя, 28 июня, фракция «единороссов» не явилась на заседание городской думы, сорвав утверждение законодательных актов по финансированию насущных проблем Саратова. Возглавляет фракцию «единороссов» в гордуме Петр Глыбочко, ректор еще одного вуза - Саратовского медицинского университета.