«Надо продемонстрировать, что процесс идет»

Высокопоставленные гости семейства Бушей в Кеннебанкпорте давно никого не удивляют и не раздражают

Могут ли отношения Москвы и Вашингтона заметно измениться к лучшему после встречи президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша в американском штате Мэн 1-2 июля, или же их нынешние переговоры носят необязательный характер? Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» известный московский политолог Федор Лукьянов был бы удивлен развитием событий по оптимистическому сценарию:


- Нет никаких оснований ожидать радикального поворота, потому что радикальный поворот в отношениях между Россией и Соединенными Штатами предусматривает очень глубокое переосмысление этих отношений и выход на какой-то новый стратегический курс. Проблема ведь не в личном конфликте президентов или не в совокупности каких-то отдельных факторов противоречий, а в том, что после «холодной войны» действующей модели взаимоотношений так и не возникло. То есть то, что было в 1990-е годы, по разным причинам не сработало. То, что мы имеем сейчас, это следствие кризиса модели 1990-х годов.


- Для того, чтобы выйти на устойчивые стабильные отношения, необходима серьезная работа. На эту серьезную работу с долгосрочным прицелом, на мой взгляд, сейчас не способна ни та, ни другая сторона. Буш не просто является «хромой уткой». Это полбеды, что президент заканчивает свой срок, свои восемь лет ; все это проходили. Как раз традиционно считается, что в последний период, когда президент уже перестает думать о тактике, он может заняться историческими вопросами, так сказать, формулированием своего наследия.


- У Буша ситуация другая. Его задача - спасти свою внешнюю политику от полного краха. Ему совсем нечем похвастаться. И если к иракской драме добавится еще и окончательное сползание отношений с Россией в конфронтационную сторону, это, безусловно, осложнит еще больше положение республиканской партии и вообще превратит Буша во внешнеполитического монстра. И поэтому мне кажется, что его задача гораздо более краткосрочная - не допустить окончательного сползания, сохранить до конца пребывания Путина, а лучше даже до своего конца пребывания вот это ощущение: да, у нас много проблем, но мы остаемся партнерами, мы ведем диалог и так далее, и так далее.


- Что касается Путина, то здесь ситуация другая, но тоже не способствующая этому историческому прорыву. Путин все время намекает на то, что он, конечно, уйдет, но он при этом не уйдет: «вы не думайте, я останусь в качестве важнейшего игрока с вами». То есть он тоже о наследии как-то не очень думает. Он не собирается завершать его комплектование сегодня. Как раз он наоборот, мне кажется, играет очень активную и временами удачную тактическую игру, но это именно тактическая игра, которая не переходит в серьезные прорывы. Соответственно, если прорывов не планируется с одной стороны, не планируется с другой стороны, - тогда откуда они возьмутся? Поэтому результатов встречи, на мой взгляд, ждать не стоит.


- Эта встреча, безусловно, символический ритуал, тем более что проводится она в очень символическом месте. Это то место, где в свое время папа нынешнего президента вел серьезнейшие переговоры в конце «холодной войны». Приглашение Путина именно туда, конечно, особенно символично. Сторонам надо продемонстрировать, что процесс идет. Да, у нас сложные отношения, но мы продолжаем искать выходы. И вот это состояние желательно сохранить до окончания сроков обоих.