В подводных пещерах до сих пор обитают древние виды животных

В подводной пещере. Фото Mikhail Vedyokhin <a href = "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Vad_lake._2007.03.14._Cave._Exit.jpg" target=_blank>Wikipedia. Creative Commons</a>.

Ученые начали исследовать подводные морские пещеры около 30 лет назад. До этого не было необходимого оборудования. В этих пещерах исследователи встретили обитателей, которые больше нигде не живут. Эти виды менялись очень медленно и сохранили черты, которые имели сотни миллионов лет назад.


Об исследовании морских пещер рассказывает сотрудник биологического факультета МГУ кандидат биологических наук Вячеслав Иваненко.


– С чего вообще началось исследование морских пещер?


– Морскими пещерами занялись всего 30 лет назад, не больше. Просто в силу того, что до этого не было хороших аквалангов. Как только появились акваланги, лет через 10-20 появился первопроходец, который первый нырнул в эти пещеры, не побоялся и вдруг обнаружил много интересных и собрал. Морских пещер очень много, и далеко не все из них исследованы.


Пещеры бывают разные по происхождению. Часто они образуются каким-то подземным ручьем или речкой, впадающей в море. Бывает, что какие-то небольшие пещеры формируются прибойной волной. Бывает, что полости возникают в ходе деятельности вулканов. Все это создает своеобразную среду. В пещерах света практически нет. Там мало органики, там мало пищи. В пещерах живут животные, которые в силу ненадобности утратили глаза. Это очень характерный признак.


– Удивительно, что в подводных пещерах кто-то живет. Света нет, пищи нет, а все равно какие-то животные ухитряются выживать.


– Не то, что ухитряются, дело в том, что в этих местах попадаются необычные животные, имеющие странную форму и не встречающиеся больше нигде. Есть такие раки, которые называются ремипедии – это своеобразный класс ракообразных. До сих пор их находили только в таких опресненных морских пещерах.


В пещерах есть много форм, характеризующиеся большим количеством примитивных признаков. В обычной среде такие формы, как правило, не могли выжить, а в таких странных убежищах эти формы могут каким-то образом сохраняться и выживать. При этом они, видимо, могли сохраниться, не меняясь. Дело в том, что в обычных условиях эволюция может происходить быстро, а в таких условиях, где среда практически не меняется и не заселяется новыми формами, другими видами, другими группами, то и конкуренция меньше. И как следствие, может так получиться, что какие-то необычные формы, которые возникли много миллионов лет назад, остались и сохранились. Интересный пример: есть американское побережье Атлантики и есть европейское, и там на обоих сторонах океана Атлантического имеются морские пещеры и в них живут ракообразные, будем говорить про них. На Багамских островах и Азорских островах живут очень родственные ракообразные, они не те же виды, но близкие друг другу. На основании этих находок мы можем предполагать, что эта группа возникла до того момента, когда американский материк отделился от Пангеи. Двести миллионов лет назад, когда начался формироваться Атлантический океан.


На настоящий момент принято считать, что эти ракообразные так же жили двести миллионов лет назад, а потом просто в силу того, что разошлись континенты, они немножко изменились и превратились в отличающиеся друг от друга виды. Мы не знаем на самом деле, а существуют ли пещеры или углубления на материковом склоне. В Черном море, например, до последнего времени не было исследовано ни одной пещеры.


– Вы начали впервые исследовать черноморские пещеры?


– Никто мне не верил, но речь идет о том, что три года назад я задался этим вопросом после общения со своим коллегой во Франции, он занимается гидротермальной фауной, и я занимаюсь гидротермальной фауной. Сейчас кроме этого он занимается пещерной морской фауной. А эти фауны имеют друг с другом большое сходство. И он мне говорит: ты знаешь, ни одной пещеры до сих пор в Черном море исследовано не было и найдено не было. Я очень удивился и стал искать информацию на эту тему. Оказалось, что действительно публикаций на эту тему нет. Тогда пришлось общаться с нашими спортсменами-подводниками, нашими российскими, украинскими. Через какое-то время я нашел информацию, что да, оказывается, пещеры есть, они известны спортсменам, но биологи о них не знали. Я поехал в это место, мы организовали небольшую экспедицию в Крым. Подробности пока я не буду сообщать, публикация выйдет, надеюсь, в этом году.


Мы для начала хотели бы узнать, кто же все-таки живет в морях, которые омывают нашу страну. То есть провести, грубо говоря, инвентаризацию. А затем исследовать происхождение этих животных. И Черное море в этом смысле – тема бесконечная. Этой темой занимаются не одну сотню лет и то, как туда проникали животные из Средиземного моря, из других районов, до сих пор остаются актуальными. Этот проект уже стал международным, и мы пытаемся сравнить животных, которые живут в Черном море, с теми близкими животными, которые живут в Средиземном море. И вот эти животные, встречающиеся в пещерах, может быть каким-то образом помогут нам лучше понять трудности, связанные с возникновением фауны, которая встречается в Черном море.


Другая особенность черноморских пещер, они не очень длинные (самая большая длинно 50 метров) и не очень темные. Но даже в этой нетемной небольшой пещере мы нашли очень интересных животных, которые, поскольку там есть какое-то количество света, оказалось, что имеют очень большие глаза. Это я говорю сейчас о раках.


Похожих на них находили в Черном море всего несколько раз. Первый раз нашли более ста лет назад в районе города Сухуми. Это был известный исследователь, который темной ночью зашел в воду по колено и махнул сачком и в этой пробе оказался один экземпляр, который он описал как вид. После этого таких раков не находили до 1950-х годов, когда румынский ученый нашел несколько экземпляров у берегов Румынии. Но тоже он нашел их ночью. Причем он обратил внимание в своей статье, что собирать этих раков нужно когда темно и когда нет луны, и когда нет свечения моря, и тогда может быть какое-то количество экземпляров попадет в ваши сети, на свет их ловить нельзя. А мы нырнули в пещеры в Крыму и собрали сотни экземпляров. Вот они, оказываются, где прячутся. И причем до сих пор ломаем голову, а что они там делают. У меня есть на этот счет гипотеза, которую надо проверить. На мой взгляд, они ведут образ жизни, похожий с образом жизни летучих мышей. С другой стороны, хоть они могут плавать, но далеко от пещеры они не отплывают. Поэтому скорее всего они могут использовать суточные изменения в течение воды и, видимо, выходить в открытое море на период может быть ночи для того, чтобы питаться.


– Есть ли в Средиземном море рачки, похожие на большеглазых рачков, которых вы нашли в Черном море?


– Они есть и много, но они относятся к другим видам. И те, и другие – пещерные. Но дело в том, что в Средиземном море пещерные виды исследуются очень хорошо. И мой коллега, который работает в Марселе, он изучает близких рачков и получил очень интересные результаты, по которым оказывается, что некоторые из этих раков могут исчезнуть просто потому, что прогреваемый слой теплой воды, когда становится очень жарко, становится большим и те раки, которые живут в холодном слое, могут оказаться как бы погребенными в этом теплом слое воды.


– То есть сухопутное животное, когда климат становится жарким, может мигрировать на ближе к полюсу. А если животное живет в пещере в холодной воде, и вода прогрелась в этой пещере, деваться ему некуда.


– Сейчас показано, что в связи с локальными или глобальными изменениями климата в некоторых морских пещерах, находящихся на разной глубине, холодолюбивые виды оказываются замещенными более теплолюбивыми. Я могу предположить, что что-то подобное может происходить и в Черном море. Другое дело, что мы можем об этом ничего не узнать. Особенность современной биологии в том, что все так сильно меняется, что мы можем даже не узнать о том, что у нас водилось в наших морях. Климат меняется, меняется состав животных и некоторые из них могут исчезать прежде чем мы их опишем.


В Черном море, сколько станций, сколько институтов, но разнообразие животных в исследовано очень плохо. В морских пещерах мы нашли много видов, которые не включены в определители. Это говорит о том, что они либо плохо описаны, либо вообще неизвестны для этого моря.