В заключительный день неформальной встречи президентов США и России в Мэне станет ясно, принесла ли успех попытка сторон найти в неформальной обстановке решение острых проблем двусторонних отношений. Их дальнейшее ухудшение вполне можно предотвратить, полагает эксперт Московского центра Карнеги Лилия Шевцова:
- Отношения России и Америки действительно находятся в определенном кризисе. Трудно сказать, какой точки кризиса мы достигли, но тот факт, что встреча двух президентов состоялась, то, что они сидят вместе за обеденным столом, говорит о том, что они, по крайней мере, имеют единство взглядов на программу-минимум. Программа-минимум состоит отнюдь не в совершении прорыва в отношениях, прорыв в отношениях сегодня невозможен. Программа-минимум заключается в том, чтобы по крайней мере снять напряженность в наших отношениях и не допустить дальнейшего скольжения вниз. Видимо, эта программа вполне реализуема. А вот что касается программы-максимум, – найти точки соприкосновения по вопросам Косова, по вопросам ПРО, по возможной третьей резолюции по Ирану и по другим вопросам, то эта программа, возможно, так и не будет осуществлена.
- Почему сложно обоим президентам сегодня добиться точных, четких договоренностей и, тем более следовать этим договоренностям? Тому есть две причины. Первая - оба президента уходят, а никогда в истории международных отношений прорывы не достигались уходящими президентами. Это задача тех лидеров, которые приходят на их место. И второе, наши отношения действительно достигли такой стадии, что очень сложно без мучительной, долгой, сложной работы выйти на прорыв хотя бы в одной из сфер.
- Что касается ПРО, то различия в подходе американской и российской сторон к этой проблеме очень существенны. Инициатива Путина по поводу азербайджанского радара отнюдь не вносит ясности, где может быть точка соприкосновения. Но есть возможность сделать совместное заявление по крайней мере по одному вопросу – что точки соприкосновения России и Америки по вопросу третьей резолюции о санкциях в отношении Ирана вполне возможны. Не исключено и то, что оба президента также заявят о том, что могут поставить свои дипломатические машины обсуждать возможность нового соглашения СНВ-3, после того, как СНВ-2 исчерпает себя. Что касается Косова, то совершенно невозможно за обеденным столом и за лобстерами достигнуть здесь единства мнений. Поэтому я думаю, что оба президента заинтересованы в том, чтобы, по крайней мере, заморозить противоречия и разморозить формат диалога. Это задача, с которой они приехали в Кеннебанкпорт.
Эксперт РС так описывает роль в происходящем отца нынешнего президента США:
- Буш-старший создает благоприятную атмосферу для того, чтобы два президента нашли общий язык. Очень многое зависит от того, какова атмосфера в этом доме, каков формат встречи (а он дружеский) и каково доверие [сторон] друг к другу. Я думаю, что Буш-старший создаст возможность для осуществления обоими президентами программы - минимум.