Корреспондент Би-би-си Алан Джонстон освобожден сегодня в Газе своими похитителями. Он провел в заключении 114 дней. Судьба похищенного репортера взволновала тысячи людей по всему миру, за него хлопотали ведущие политики.
Утром в среду представители удерживавшей британца группировки передали Джонстона представителям радикального исламского движения ХАМАС, которое сейчас полностью контролирует сектор Газа. Телеканал ХАМАС позже показал кадры, на который европеец беседует с возглавляющим движение в Газе Исмаилом Ханией. Джонстон выразил признательность всем, кто работал для его освобождения.
На своей пресс-конференции британец рассказал о тяжелых условиях пребывания в плену, который он назвал «самыми страшными 16 неделями в моей жизни». Журналист сообщил, что не видел солнечного света три месяца, чувствовал себя «заживо погребенным», а похитители непрестанно угрожали ему смертью, хотя и не пытали его.
Похищение известного журналиста привлекло внимание людей во всем мире. Под выставленным в интернете обращением за его освобождение подписалось около 200 тысяч людей.
Британский премьер Гордон Браун назвал «решающей» роль, которую в освобождении Джонстона сыграло движение ХАМАС. В отдельном заявлении представитель главы кабинета подчеркнул, что случившееся никак не повлияет на отношение Лондона к исламистам. Здесь по-прежнему настаивают на том, что признание ХАМАС политической силой и вовлечение его в переговорный процесс станет возможным лишь после того, как движение признает право Израиля на существование и откажется от вооруженных методов борьбы за свои цели.
Исмаил Хания, который считает незаконным решение палестинского президента Махмуда Аббаса распустить правительство, которое он возглавлял около года, отметил, что освобождение британца «подтверждает, что мы серьезно относимся к восстановлению безопасности и стабильности и поддержанию законности и порядка в этой части нашего возлюбленного отечества». Г-н Хания отметил, что похитители не получили выкупа за освобождение Джонстона, которое «вернуло палестинскому народу его доброе имя». Он выразил надежду, что в скором времени будет достигнута договоренность об освобождении израильтянина капрала Гилада Шалита. Он был похищен в прошлом году в приграничной зоне Израиле. Ответственность за этот рейд взяли на себя три палестинские группировки.
Сам освобожденный британец также не скупился на реверансы в сторону ХАМАС. По его заявлению, обретению им свободы способствовал захват власти в Газе движением исламских радикалов, обещавшим навести порядок на славящихся беззаконием территориях: «Захватчики выглядели совершенно уверенными в успехе своей операции до того момента, как ХАМАС взял на себя ответственность за обеспечение безопасности».
Алан Джонстон был похищен 12 марта в Газе среди бела дня. Неизвестные с автоматами остановили его автомобиль, вытащили его из машины и увезли в неизвестном направлении. По-видимому, он сам выбросил на месте нападения свою пресс-карту, по ней и была установлена личность похищенного.
Долгое время никто не заявлял об ответственности за преступление, но затем малоизвестная палестинская группировка «Армия ислама» объявила, что взяла журналиста в плен. Организация потребовала от Британии освободить находящихся там в заключении мусульман, пригрозив в противном случае убить журналиста.
Через месяц после захвата последовало объявление, что казнь состоялась. Однако впоследствии «Армия ислама» выпустила три видеоролика в подтверждение серьезности своих намерений. На последнем из них похищенный был облачен в подобие «пояса смертника».
Весьма заинтересованный в признании за границей ХАМАС всеми силами пытался договориться с похитителями журналиста Би-би-си. Переговоры с «Армией ислама» на протяжении нескольких месяцев не давали результатов, пока во вторник спецназ движения не блокировал район, где расположены дома влиятельного клана Джармушей. Как выяснилось, «Армией ислама» называли себя отряды боевиков этого клана, которому удавалось сохранить свои позиции при любой власти. Видимо, силовое давление оказалось той самой «последней соломинкой», которая, по арабской половице, как хребет верблюду, сломила упорство Джармушей. Алан Джонстон вышел на свободу уже на следующий день.
Предполагается, что он вернется в Британию завтра.