«Сочи эталонно пролоббировал Олимпиаду»

Наблюдатели отмечают, что Владимир Путин во многом использовал опыт Тони Блэра - и не прогадал

Спортивный обозреватель британской газеты Guardian Дункан Макей изложил Радио Свобода свое понимание того, почему Сочи удалось опередить конкурентов в борьбе за право провести зимнюю Олимпиаду 2014 года. Он согласен с распространенным мнением, что склонить чашу весов на сторону кавказского местечка могло личное участие в презентации проекта президента России Владимира Путина:


- Безусловно, это стало очень весомым фактором. Присутствие мировых лидеров на своих мероприятиях всегда очень впечатляет членов МОК, как мы это уже видели на примере Тони Блэра, посетившего Сингапур два года назад (британский премьер участвовал в работе сессии МОК, выбиравшей место проведения летних игр 2012 года – РС). Как мне представляется, то, как действовала делегация Сочи, станет эталоном того, как надо лоббировать МОК. С самого начала они пустили в ход артиллерию главного калибра; а к самому голосованию они доставили лично Путина. Это стало уже своего рода coup de grace, завершающим ударом.


Наблюдатели приводят и другое объяснение присутствию российского президента в Гватемала-сити – его личное присутствии было равнозначно государственным гарантиям реализации сочинского олимпийского плана, который существует пока только на бумаге. По этому параметру сопоставлять заявки трех городов, вышедших в финал конкурса, просто неловко – Красная поляна, где и пройдут основные состязания Олимпиады, сейчас может похвастаться всего одним лыжным подъемником. Правда, Россия известна героической реализацией крупномасштабных проектов с нуля в кратчайшие сроки. Кремль обещал, что в случае победы в Гватемале вылезет из кожи вон, но выполнит обещанное и превратит малоизвестный горнолыжный центр в замечательную зимнюю сказку всего в двух шагах от пляжей теплого Черного моря.


По словам нашего собеседника, МОК был явно впечатлен русским размахом предприятия и самим заявленным объемом работ, которые оцениваются в 11 миллиардов долларов. На этом фоне вполне качественное предложение Австрии, которая является заслуженным ветераном олимпийского движения, выглядело скучновато:


- Минусом заявки Зальцбурга стало именно это – ее считали абсолютно надежным вариантом. Даже слишком надежным, подстраховкой на случай непредвиденных проколов с другими соискателями. Зальцбург не предложил ничего такого, от чего бы захватывало дух, это была бы еще одна качественная Олимпиада. К тому же австрийский Инсбрук уже принимал зимние игры в 1976 году, а по меркам МОК это все равно что вчера. То же самое можно отнести и на счет Парижа, претендовавшего на летнюю Олимпиаду-2012 – парижская заявка казалась выверенной, качественной, но лишенной духа приключений. По сравнению с ней предложения Лондона выглядели свежо и незаезженно – и результат такого сопоставления нам известен. Сочинский план тоже выглядит необычно и смело – Россия предложила МОК сделать что-то такое, чего мир еще не видел, и перестроить под этот проект огромный кусок страны. И олимпийский комитет соблазнился этой перспективой.