Более тысячи студентов-богословов, укрывавшихся последние два дня в Красной мечети в Исламабаде, сдались сегодня полиции. Однако в мечети остаются сотни людей (среди них женщины и дети), которые отказываются идти на переговоры с силами безопасности, готовыми начать штурм. Кровопролитные беспорядки в столице Пакистана вспыхнули в начале этой недели.
Красная мечеть (Lal Masjid) в Исламабаде считается центром движения за установление в Пакистане шариатского права. Противостояние между студентами-богословами и полицией началось во вторник, когда полиция при поддержке армейских подразделений стала устанавливать заграждения вокруг мечети. Эти действия спровоцировали акции протеста в соседних кварталах, затем из мечети по полицейским и военным был открыт огонь из огнестрельного оружия.
В результате столкновений за два дня погибли несколько десятков человек, включая двух сотрудников служб безопасности и журналиста, По меньшей мере 150 человек получили ранения.
К мечети была подведена бронетехника, полиция через громкоговорители предлагала засевшим в мечети сдаться. Однако долгое время укрывавшиеся в мечети студенты отказывались выйти из здания, заявляя, что они не террористы и поэтому выходить не собираются.
Массовая сдача экстремистски настроенных студентов-богословов началась после того, как специально прибывшая группа спецназа мечети в качестве меры устрашения разрушила часть окружающей мечеть стены при помощи направленных взрывов. Свою роль сыграло, судя по всему, и обращение президента Пакистана Первеза Мушаррафа, в котором он обещал выдать по 5 тысяч рупий (около 85 долларов) каждому сдавшемуся студенту. Наконец, к своим сторонникам обратился сам лидер восстания маулана Абдул Азиз, призвавший их сложить оружие ввиду значительного превосходства сил противника.
В результате более тысячи человек покинули Красную мечеть, сотни еще остаются в ней. Главный мулла мечети пытался бежать, переодевшись в женскую одежду, но был схвачен. В группе студенток Азиза выдали рост и живот. Остающимися в укрепленном храме руководит его брат.
По свидетельствам сдавшихся богословов, многие из тех, кто сейчас укрывается в Красной мечети, с радостью готовы принять смерть, которая, как они уверены, сделает их мучениками и откроет дорогу в рай. Однако другие учащиеся отрицают, что такие настроения имеют место.
На протяжении десятилетий политическую историю Пакистана можно было условно свести к противоборству сторонников законодательного закрепления в стране норма шариата и приверженцев западных институтов управления – с сильной поправкой на местную специфику. Эта не всегда «холодная» война ведется с переменным успехом, в последние годы умеренным силам удавалось сдерживать наступление радикалов. Радикально настроенные студенты-богословы из Lal Masjid в какой-то момент решили взять инициативу в свои руки – насколько далеко эти руки могут достать. Их обвиняют в похищении полицейских и тех, кто совершал аморальные по их оценке поступки.
По свидетельству корреспондента Би-би-си в Исламабаде, операция спецназа пользуется поддержкой столичного населения, уставшего от попыток учащихся навязать им свой образ жизни. Того же нельзя сказать о настроенном более радикально населении Северо-Западной пограничной провинции, откуда родом большинство из тех, кто укрывается сейчас в Красной мечети.
Президент Пакистана Первез Мушарраф неоднократно подвергался критике за отказ принять жесткие меры в отношении радикальных исламистов. Однако колебания генерала вполне можно понять – консервативные силы в Пакистане весьма влиятельны, а государство еще недавно охотно прибегало к помощи радикалов и в самой стране и вне ее пределов.