«Другая Россия»: единство возможно при наличии реального «политического приза»

Отсутствие на конференции «Другой России» не только Михаила Касьянова, но и Владимира Рыжкова наблюдатели сочли плохим знаком

В конференции оппозиционного движения «Другая Россия», где обсуждались предвыборные планы оппозиции и выдвижение кандидата на пост президента страны, не приняли участие ни Михаил Касьянов, заявивший о выходе из оппозиционной коалиции, ни независимый депутат Владимир Рыжков. Наблюдатели считают, что это резко снижает и без того малые шансы оппозиции на успех в предстоящих выборах.


- В ситуации, когда Кремль полностью контролирует политическую жизнь страны, и исключительно от Кремля зависит, какие политические силы будут или не будут участвовать в выборах - подобного рода коалиция никаких серьезных шансов не имеет. И, по крайней мере, часть лидеров коалиции это признает, - говорит эксперт центра Карнеги Мария Липман. - То, что серьезные участники этой коалиции, в особенности Касьянов, не приняли участие во вчерашней конференции - еще одно тому подтверждение. Когда какая бы то ни было коалиция формируется, целью этого объединения является достижение серьезных политических целей. Когда это достижение реалистично - гораздо легче преодолеть разногласия. Мы это наблюдали, например, на Украине во время оранжевой революции, когда силы, которые вроде бы были разделены непреодолимыми противоречиями, сумели их преодолеть и объединиться. Потому что политический приз, если так можно выразиться, был совершенно реальным и очень серьезным - это была власть в стране.


- Можно ли говорить о том, что после ухода Михаила Касьянова «Другая Россия» полевела?
- Выступления, прозвучавшие на вчерашней конференции, лозунги, звучавшие ранее и на митингах, отличаются невероятной пестротой, невероятным «богатством» идеологической платформы. К сожалению, «богатство» здесь надо ставить в кавычки, потому что это не достоинство в данном случае, а, конечно, недостаток. Именно от того, что реальные политические цели - участие в работе парламента, представленность в российской легислатуре - практически нереалистичны, нет острой необходимости выработать единую идеологическую платформу. В результате участники коалиции иной раз говорят вещи, диаметрально противоположные даже в рамках отдельно взятого выступления. Дело тут даже не в левизне или «правизне», а в том, что можно слышать и какую-то ностальгию по Советскому Союзу, и осуждение нынешнего режима за то, что, напротив, сближает его с советской эпохой, и какие-то призывы к восстановлению былого величия, причем именно советского, и пересмотра итогов приватизации, и одновременно требование, чтобы в России уважались права собственности. Невозможно даже приблизительно представить себе, что за идеологическая платформа может объединять столь пеструю компанию. На вчерашней конференции действительно звучали более левые речи, но мне кажется, что это даже несущественно. Тут важнее невероятная пестрота и, по существу, непримиримость тех идеологических платформ, которые заявлялись.


- Участники конференции все-таки заявили, что собираются выдвигать единого кандидата в президенты. Реально ли это?
- Это, мне кажется, была не самая удачная часть этой конференции. Процедура, которая была заявлена как способ выдвижения единого кандидата, представляется очень громоздкой и должна при этом пройти в короткие сроки. И то, что ее пункты излагалась на слух, под конец конференции, только подчеркивало ее нереалистичность. Мне кажется, едва ли удастся выдвинуть единого кандидата посредством этой процедуры в сроки, в которые это необходимо сделать.