Владимир Буковский: "У меня нет иллюзий - скорее всего, избирком меня не зарегистрирует, как кандидата"

Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Никита Татарский: 12 июля Владимир Буковский, российский писатель и бывший советский диссидент, в мае 2007 заявивший о своем намерении стать кандидатом в президенты России от демократической оппозиции, подал в консульский отдел российского посольства в Лондоне документы на получение нового российского паспорта. Этот документ необходим ему для поездки в Россию. О дальнейших планах Владимира Буковского, о его взглядах на прошлое и будущее российской оппозиции с писателем побеседовала Вероника Боде. Интервью было записано по мобильному телефону в тот момент, когда Владимир Буковский только вышел на улицу из российского посольства в Лондоне.



Вероника Боде: Владимир Константинович, вы были сегодня в консульском отделе российского посольства в Лондоне и, как я понимаю, подали документы на получение нового российского паспорта.



Владимир Буковский: Собственно говоря, на продление паспорта. У меня паспорт есть, но его срок истек 10 лет назад.



Вероника Боде: Когда вы рассчитываете получить паспорт, и насколько велика, на ваш взгляд, вероятность, что вы его получите?



Владимир Буковский: Работники консульства были очень любезны, и у меня не возникло подозрений, что они почему-либо мне откажут, они сказали, что выдадут мне в течение трех, максимум, четырех недель.



Вероника Боде: Кстати, почему у вас был просрочен на 10 лет российский паспорт?



Владимир Буковский: Я не интересовался этим совершенно. Я перестал ездить, хотел поехать пару раз по английскому паспорту, мне не дали визу. Я так понял, что я не въездной.



Вероника Боде: Вы полагаете, что сейчас будет иначе, то есть вы получите паспорт и въедете в Россию?



Владимир Буковский: Мое дело попробовать.



Вероника Боде: Вот вы получите российский паспорт. Что вы собираетесь делать дальше?



Владимир Буковский: Я собираюсь поехать где-то осенью, приурочить это еще ко всяким событиям в России, и поехать туда, поучаствовать в дебатах, в обсуждениях, посмотреть настроения общества.



Вероника Боде: Вы были выдвинуты кандидатом в президенты России от демократической оппозиции в мае этого года. Скажите, какова была тогда ваша реакция на это событие, и изменилось ли с тех пор ваше отношение к ситуации?



Владимир Буковский: Тогда я мотивировал свое согласие именно необходимостью помочь демократической оппозиции, помочь им отстроиться, структурироваться, усилиться. И так я к этому и до сих пор отношусь. У меня нет особых иллюзий. Скорее всего, никакой избирком меня не зарегистрирует, как кандидата. У них для этого очень много легальных зацепок. Но, тем не менее, я хочу поучаствовать в этом, чтобы помочь оппозиции отстроиться, чтобы оппозиция у нас наконец была силой в обществе.



Вероника Боде: А почему сейчас это не происходит? Что мешает?



Владимир Буковский: Ну, не забывайте, что режим сейчас в России довольно репрессивный. Введено много законодательных ограничений, делающих оппозиционную деятельность весьма трудной, а иногда и опасной, растет число политических убийств, вводится закон об экстремизме, понятие, которое юридически расшифровать невозможно. То есть в этих условиях, конечно, большое количество людей просто боится как-либо участвовать в политике. Это с одной стороны. С другой стороны, для того, чтобы возникала оппозиция, нужно противостояние в обществе. Выборы представляют такую возможность, это некая борьба. И вот в процессе такой борьбы отстроить оппозицию легче, чем в спокойное межвыборное время.



Вероника Боде: Какова ваша президентская программа?



Владимир Буковский: Идея основывается на том, что нужны институты демократии в обществе. Принцип управления, принцип администрирования, который сейчас установлен в России, с моей точки зрения, ведет страну к катастрофе. Нужна широкая федеративность, нужно восстановить избирательные институты на местах, в регионах, то есть нужно делать вещи, обратные тем, которые делало 10 лет нынешнее правительство. Устойчивая система не может быть недемократической. Только когда общество участвует в управлении государством и участвует активно, энергично, только тогда создается ситуация устойчивая в стране. Сегодняшнюю ситуацию в России я устойчивой назвать не могу.