На днях Исполком РФБ утвердил решение Совета Суперлиги об увеличении квоты на легионеров с 6 до 7 игроков. Напомню, что прошлогоднее решение по этому же вопросу было несколько иным – число иностранцев сократили и признали легионерами тех баскетболистов, которые, имея российский паспорт, не могут выступать за сборную России. Стоит также вспомнить, что разговоры об ограничении числа заезжих гастролеров ходят уже не один год. Словно дань моде, каждый тренер и баскетбольный функционер на протяжении лет эдак пяти призывали лимитировать число иностранцев, дабы с большим успехом растить свою молодежь, которая буквально через пару годков будет готова заменить европейских и заокеанских звезд. Экс-наставник подмосковных «Химок» Сергей Елевич несколько лет пробовал бороться с ведущими клубами страны только с помощью российских игроков и баскетболистов из ближнего зарубежья. Но как только команда выбилась в более престижный европейский турнир и стала призером чемпионата России, сам Елевич был вынужден признать: для дальнейшего прогресса его клубу требуется иностранная подпитка.
Вообще, с первых попыток облегчить путь талантливым россиянам прошло уже достаточно времени, чтобы понять – в тепличных условиях российская молодежь (речь сейчас идет про ребят) растет так же плохо, как и в условиях конкуренции с, порой, весьма посредственными легионерами. И сегодня то тут, то там слышны уже совершенно иные слова: мол, сокращение иностранцев создает нездоровый ажиотаж вокруг своих игроков, которых небедные российские клубы переманивают друг у друга за совершенно неразумные суммы. Зачем же в таком случае ребятам работать, надрываться, стараться прогрессировать? Ведь правило заявки не более пяти легионеров при том, что одновременно находиться на площадке могут не более трех из них, во внутреннем чемпионате никто не отменял. Об этом в одной из наших прошлых программ говорит президент ЦСКА Сергей Кущенко:
– Надо признаться, что класс россиян для игры на высоком уровне пока недостаточен. И сокращение количества легионеров, которое, на первый взгляд, должно положительно сказаться на российский игроках – ведь они получат возможность больше времени проводить на площадке, – на самом деле может привести к обратному эффекту. Мы создаем тепличные условия нашим игрокам, которые без труда могут получить большие деньги. Зачем игроку стараться, когда он и так получит больше игрового времени из-за того, что в России такой закон? Я и сейчас хочу комплектовать команду российскими игроками. Дайте мне пять игроков, которые будут играть на таком же уровне, как легионеры в ЦСКА!
Что же получается? Хотел Сергей Кущенко, когда только переехал из Перми в Москву построить сильную команду из молодых российских игроков, способную выступать на высоком европейском уровне, да не получилось. Что ж, со всеми бывает. Идеализация ситуации вещь весьма распространенная. Видимо, совсем растеряла Россия тот воспитательный потенциал, что существовал при Советском Союзе. Хотя, как-то странно получается… Вот Шабтай Колманович, в разные годы руководивший и литовским «Жальгирисом» и женским УГМК из Екатеринбурга, а ныне возглавляющий подмосковный «Спартак», говоря об иностранках тоже сетует на нехватку отечественных игроков и ратует за ввоз иностранной рабочей силы. Вот только все это не мешает женской сборной России быть в числе сильнейших команд мира, постоянно обновлять состав, пополняя его перспективной, а главное, действительно здорово играющей, молодежью:
– Каждый клуб должен иметь три команды: взрослые – первую и вторую, и молодежную. С одной стороны это правильно – мы вырастим своих игроков, дадим им шанс сыграться. Все наши девчонки играют в России, поэтому у нас сборная одна из лучших в Европе и в мире. Но с другой стороны – не хватает своих игроков для такого количества матчей. Я хочу, чтобы на это смотрели немножко иначе. Количество матчей за сезон переваливает за 50. 50 игр за семь месяцев – это в среднем 7 игр в месяц, а это перелеты будь здоров какие! Поэтому на это нужно больше игроков. А для меня они, в первую очередь – женщины, поэтому не могут выдерживать такой нагрузки. Их должно быть много – 16–18 человек в команде. А у нас нет столько российских игроков на каждую команду. Поэтому легионеры – это хорошо, так играют в футбол, волейбол и т.д. Если в команде 5–6 человек – иностранцы, это ничего страшного, главное, чтобы россиянки были в большинстве.
Вот и получается, что какой бы непопулярной в болельщицкой среде не была мера по увеличению числа легионеров, напрямую связывать ее с черепашьим прогрессом молодых игроков нельзя. Большинство клубов заинтересовано в принятом решении, все-таки почти все команды мужской Суперлиги выступают в еврокубках и нуждаются в усилении. Но отчего у девушек получается конкурировать с иностранками (при том самого высокого класса!), а у юношей никак не выходит? Наверное, все же дело в характере, ну и в доверии тренера, хотя оно все равно не главное.