Лечебно-трудовые профилактории: права больных против интересов общества

Потребление алкоголя в России в два раза превышает предельный уровень, признанный ВОЗ критически опасным для здоровья нации



На заседании Госсовета в Ростове-на-Дону, состоявшемся 29 июня, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил принять федеральный закон о принудительном лечении от алкоголизма. Впрочем, Морозов всего лишь повторил предложение, высказанное тогда же министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым. Глава МВД оговорился, что при разработке такого закона самым сложным будет найти разумный баланс между правами и свободами граждан, больных наркоманией и алкоголизмом, с одной стороны, и интересами общества, с другой.

По статистике, в Ульяновской области насчитывается около 22 тысяч больных алкоголизмом. Но это только те, кто добровольно обратился к наркологам и встал на учет. На деле же, по оценкам специалистов, количество алкоголиков в области может быть в 8-10 раз больше. Но на заседании Госсовета в Ростове-на-Дону, посвященного профилактике правонарушений, ульяновский губернатор Сергей Морозов предложил принудительно лечить всех российских алкоголиков, а не только ульяновских, как ошибочно указала газета «Новые известия».


По данным, которые на этом заседании привел в своем докладе глава МВД Рашид Нургалиев, потребление алкоголя в России на душу населения сегодня в два раза превышает предельный уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения критически опасным для здоровья нации. Алкоголизмом в России больны несколько миллионов человек. Министр даже не уточнил, сколько именно, видимо, это цифра слишком внушительна. Зато он сказал, что ежегодно от алкогольного отравления в стране умирает до 40 тысяч человек, а каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. В Советском Союзе с алкоголизмом боролись путем принудительного направления людей в лечебно-трудовые профилактории. ЛТП прекратили свое существование после перестройки, когда принудительное лечение сочли противоречащим идее прав человека. Из всех стран СНГ сегодня алкоголиков насильно лечат только в Казахстане. Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Александр Кругликов не видит в системе ЛТП ничего плохого и предлагает к ней вернуться: «Лечили, возвращали к жизни, в трудовые коллективы. Они зарабатывали там деньги и на лечение, и на оказание помощи себе. Другой разговор, там должны быть созданы соответствующие условия и для труда, и для лечения, и с точки зрения медицины, и с точки зрения психологической адаптации. И денег не надо жалеть, потому что речь идет о человеческой судьбе».


Главный врач Ульяновской областной клинической наркологической больницы Борис Песков считает, что в отдельных случаях принудительное лечение может быть необходимым, особенно если речь идет о подростках: «Ко мне часто обращаются родственники с просьбой принудительно положить сына, брата - он там все пропил... То есть проблема существует и ее действительно надо решать, но не так, как мы ее раньше решали в Советском Союзе. Мы сейчас лечим больных, которые дают на это добровольное согласие. И вот здесь могут возникнуть очень сложные коллизии».


По словам источника в правительстве Ульяновской области, заявление Сергея Морозова о возврате к принудительному лечению алкоголиков стало неожиданностью даже для его подчиненных. Видимо, это была очередная импровизация губернатора. Тем не менее в Ульяновске есть опыт временного введения «сухого закона»: в частности, по просьбе губернатора магазины не торговали спиртным 1 сентября в День знаний, 12 июня в День России и 24 июня в День молодежи.