Как Россия выдавала своих граждан за границу

Правозащитники считают, что защита российской Конституции над Луговым не так крепка, как об этом говорят власти



Мотивируя отказ выдачи Андрея Лугового Великобритании, Москва ссылается на Конституцию страны, запрещающую экстрадицию граждан России. Однако правозащитники напоминают, что в последние годы российские граждане выдавались иностранных государствам. О том, так ли это, в интервью Радио Свобода говорит председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина:

- Да, конечно. Это было не раз, когда выдавались наши граждане. Правда, достаточно часто после этого уже постфактум Россия, как бы оправдываясь, лишала их гражданство или выражала какое-то сомнение о его наличии. Так было первый раз, насколько мне известно, в 2002 году, когда Мурат Гарабаев был выдан. Он был одновременно гражданином Туркменистана и России. Он был выдан по просьбе Туркменистана. Правда, потом с помощью привлечения механизмов Европейского суда и очень активной работы адвокатов, он был возвращен в Россию. В 2005 году Алишер Усманов, российский гражданин, был даже похищен. Когда он выходил из тюрьмы, где он отбывал срок за мелкое правонарушение, он был похищен спецслужбами и отправлен в Узбекистан, где получил 8 лет тюремного заключения. Россия не занималась его возвращением и не интересовалась судьбой этого человека.


Таких случаев достаточно много. Обычно они связаны с таким любезным желанием сделать приятное господину Каримову, в первую очередь. Почему-то в хороших отношениях именно с этим режимом Россия оказывается очень заинтересованной.


- Можно ли вспомнить какие-то случаи выдачи российских граждан в связи с событиями в Андижане? У тех людей, которые были выданы, у них были российские паспорта?


- Да, с событиями в Андижане связана история ивановских узбеков, которая тянется по сегодняшний день. Один из них был гражданином России. Он, правда, был выпущен из тюрьмы, но он был очень близок к тому, чтобы подвергнуться решению об экстрадиции. Он просто уехал. Он покинул Россию.


- А были ли с вашей стороны попытки предотвратить выдачу людей с российскими паспортами? Если - да, то какие ответы вы получали чаще всего от официальных лиц?


- Мы получали очень разнообразные ответы. То мы получали ответы, что это люди граждане России, то - не граждане России, что они пропали в неизвестном направлении. Мы получили совершенно фантастический ответ, что человек был по просьбе его друга отдан из тюрьмы этому другу в 5 часов утра. Например, вот такой замечательный ответ. Жена приходит в 8 часов встречать мужа из мест заключения, а ей говорят, что вот попросил, пришел друг в 5 часов. И вот так любезно его отдали этому другу. Дали возможность ему покинуть тюрьму. Потом человек оказался в Узбекистане.


- С точки зрения международного права, у России есть основания выдать Великобритании Андрея Лугового?


- По 15 статье Конституции, общепринятые принципы и нормы международного права (4 часть 15 статьи) и международные договоры являются составной частью законодательства Российской Федерации. И если международным договором установлены иные правила, чем российским законодательством, то приоритет за международными договорами. Поэтому, я считаю, что в силу вот этой части 4 статьи 15 Россия в такой ситуации должна была бы отдать своего гражданина, в такой ситуации, когда он обвиняется в таком страшном преступлении, опасном не только для одного какого-то лица - а общественно опасном. Понятно, что то, что было сделано в процессе уничтожения одного человека, несло опасность огромному числу лиц. Это совершенно недопустимо. Если есть веские основания, российским юристам и российским адвокатам никто не мешает защищать Лугового - но если есть основания его подозревать, то, я считаю, что он должен быть выдан. Там должно рассматриваться это дело по всем правилам юриспруденции.