«Британские власти сами никого не выдают…»

Замминистра иностранных дел России угрожает Британии отказом в совместной контртеррористической деятельности



Главным политическим сюжетом вторника оставались меры, принятые Великобританией против России, в связи с отказом Москвы выдать Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко. Все датчики, указывающие на состояние российско-британских отношений, констатирует сегодня газета Guardian , выдают неутешительные показатели. «Британские компании вытесняются из совместных предприятий в России, сотрудников посольства и британского совета преследуют члены пропутинского молодежного движения. Великобритания сделалась прибежищем состоятельных российских диссидентов. Когда в ноябре прошлого года Александр Литвиненко встретился с Андреем Луговым, чтобы выпить чаю в отеле "Миллениум", политический фон, на котором происходило чаепитие, был уже отравлен», - пишет Guardian .

МИД Великобритании передал российскому послу в Лондоне Юрию Федотову список высылаемых из страны четырех российских дипломатов. Какие ответные меры готовит Москва?


Британия дала четырем российским дипломатам 10 дней на сборы, а российский МИД пока еще не решил, чем Москва будет отвечать Лондону на высылку сотрудников посольства России. Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко заявил, что скоро о подробностях такого ответа станет известно: «Наша реакция будет адресной и адекватной. В самое ближайшее время британские власти будут об этом официально проинформированы. Но при этом мы будем в полной мере учитывать интересы простых граждан, туристов, участников культурных и научных обменов, деловых кругов. Мы не хотим, чтобы они пострадали в результате политических действий Лондона».


Отвечая на претензии Британии по поводу явно недружественного поведения Москвы в деле об убийстве Литвиненко, высокопоставленный чиновник МИДа России сказал, что в санкциях против России тоже нет ничего хорошего. Александр Грушко обвинил британские власти в том, что те уж точно никого никому не выдают: «Очевидно, что вводимые так называемые санкции с целью политизации дела Литвиненко, в том числе и высылка из Лондона четырех российских дипломатов, это не приглашение к сотрудничеству, о чем говорила британская сторона, а прямой путь к конфронтации и сужению возможностей для взаимодействия с Россией по широкому спектру вопросов. Не секрет, что Россия в свою очередь обращалась с запросами о выдаче 21 российского гражданина, включая призывавшего к свержению существующего строя в России Березовского и пособника террористов Закаева. Ни один выдан не был. Пойди российская сторона по пути, который был избран Лондоном, я думаю, что британское посольство к сегодняшнему дню не досчиталось 80 дипломатов».


В Лондоне также объявлено о пересмотре ряда областей сотрудничества с Россией, в том числе в визовой сфере. «Заявлено об отказе каких-либо контактов и сотрудничестве с Федеральной службой безопасности. При этом официальные лица продолжают утверждать, что Великобритания готова продолжать взаимодействие с Россией по всему спектру вопросов борьбы с новыми угрозами и вызовами, включая борьбу с терроризмом. Это взаимоисключающие заявления, учитывая центральную роль Федеральной службы безопасности в борьбе с терроризмом как в контексте международного взаимодействия, так и внутри России».


От комплиментов российским спецслужбам замминистра иностранных дел перешел к предупреждению партнеров Великобритании по Европейскому Союзу, чтобы те не проявляли излишнюю солидарность с Лондоном: «Великобритания, как следует из заявлений официальных лиц, будет апеллировать к инструментам солидарности в рамках Европейского Союза в этом вопросе. Мы надеемся, что в Евросоюзе возобладает здравый смысл, и его члены не поддадутся на очередные попытки попытаться превратить отношения России и ЕС в некий уникальный инструмент, который позволял бы достигать односторонних политических целей, которые не имеют ничего общего с реальными интересами партнерства между ЕС и Россией».


З аявление о том, что теперь сотрудничеству России и Британии в борьбе против терроризма наступил конец, по мнению многих экспертов может сыграть отнюдь не на руку Москве. Но гораздо более сильные образы были использованы депутатами Государственной Думы, настроение которых выразил председатель парламентского Комитета по международным делам Константин Косачев: «Британские власти, очевидно, играют в театр абсурда. Если есть желание раскрыть уголовное дело - убийство Литвиненко, то все, что нужно сделать - это передать российской стороне весь массив доказательной базе и добиваться от российских властей расследования этого дела. Уверен, что никаких задержек с его расследованием на территории России нет и быть не может.


Нас наказывают за соблюдение нашего собственного законодательства какими-то репрессивными мерами. При этом на моей памяти нет ни одного случая, когда дипломатов высылали бы из какой-то страны в качестве меры возмездия за плохие отношения. Тем самым, Великобритания, очевидно, нарушает свои собственные международные обязательства по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года».


Российским представителям отвечал посол Великобритании в Москве Энтони Брентон, который начал свое заявление со слов, что убийство Александра Литвиненко было ужасным преступлением, что все ответственные члены международного сообщества должны стремиться к его раскрытию. Вместе с тем, посол, также как и российские дипломаты, призвал к тому, чтобы кризис в российско-британских отношениях не отразился бы на экономических связях. И заверил, что с британскими визами для россиян, не принадлежащих к органам власти, въезд в королевство будет, как и прежде, открыт: «Мы рады видеть россиян в Великобритании, и выдаем постоянно растущее число виз. Эти меры по изменению визового процесса относятся только к визовым заявкам от российского правительства. Заявки на другие визы - студенческие, туристические, транзитные, деловые - будут рассматриваться как и прежде».


Бывший советский разведчик, а ныне подданный британской короны Олег Гордиевский убежден, что британские власти не сомневаются в причастности российской власти или отдельных ее представителей к убийству Александра Литвиненко. Об этом Гордиевский заявил в интервью Радио Свобода: «Они, конечно, уверены, у них сомнений нет. Но они, во-первых, вежливые люди. Во-вторых, все-таки они не хотят международных крупных осложнений. И то, что они сказали, что будут обсуждать в европейском сообществе, это и есть намек, что эта информация о том, кто участвовал, кто дал санкцию и контролировал, они все это расскажут в европейском сообществе. На большом ли заседании или по отдельности, с удовольствием расскажут это и Польше, и Германии, и Франции, и другим дружественным странам, таким, как Дания, Швеция, Финляндия. Так что это будет хорошо и широко известно в Европе на таком высшем уровне. Поэтому нет, у них сомнений нет. Но у них большие сомнения, как это подавать. Британская реакция и британские действия всегда мягкие, осторожные».


Кроме того, что британцы действительно могут допустить участие российской власти в деле Литвиненко, есть еще один повод для размолвки. Возможно, Лондон и смирился бы с тем, что Андрея Лугового судили бы на российской территории, но в Британии хорошо помнят, что убийц Зелимхана Яндарбиева после выдачи их Катаром России никто и нигде не судил.