Питерские правозащитники координируются в борьбе с произволом

По мнению правозащитников, разрозненные усилия очень часто бывают недостаточно эффективны


В Петербурге создан Правозащитный совет, учрежденный самыми известными правозащитными организациями города. Правозащитный совет отныне должен будет координировать действия этих организаций.


Правозащитный совет Петербурга учрежден несколькими правозащитными организациями, среди которых «Мемориал» , «Солдатские матери Петербурга» , «Гражданский контроль» , «Россия без расизма», «Лига избирательниц» и экологическая организация «Беллона» . По мысли учредителей, Совет должен будет обеспечить взаимодействие зарегистрированных правозащитных организаций города, а не объединять их в одно целое. Мысль о создании такого координационного центра давно витала в воздухе, но толчком послужили недавние выборы уполномоченного по правам человека, в результате которых этот пост занял «единоросс» Игорь Михайлов, советник губернатора, вызвавший резко отрицательную реакцию правозащитного сообщества.


Говорит заместитель председателя организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин:


- Это подтолкнуло нас к тому, чтобы сделать правозащитное сообщество более консолидированным. Практика показала, что разрозненные усилия очень часто бывают недостаточно эффективны. А человек, который теперь, так сказать, будет имитировать защиту прав человека со стороны администрации - еще и лжет по телевидению в адрес Рыбакова, намекая на его судимость. Хотя всем известно, что такой судимостью, как Рыбаков имел, можно гордиться - так, как гордился бы чекист именным пистолетом от Дзержинского. Рыбакова же нельзя было судить за то, что он написал: «Вы душите свободу, душа не знает оков», поэтому ему приписали какое-то уголовное дело. Это было время, когда Брежнев заявлял и вся эта ЦКовская шантрапа говорила, что у нас нет политических заключенных, у нас есть только уголовники. Я сомневаюсь, что Михайлов не знал об этом, но просто вот этот вот советский стиль лжи, он ему свойственен. Какой это правозащитник?


- Именно поэтому питерские правозащитники решили позаботиться о том, чтобы поскорее повысить собственную эффективность?


- Правозащитное сообщество ищет формы консолидации своих усилий по защите прав человека. Мы собираемся и думаем. Будем совместно работать, встречаться, обмениваться мнениями. Это позволит нам больше знать о том, что мы делаем каждый в своей области, и, возможно, консолидировать усилия для достижения каких-то целей.



В правозащитный Совет вошла и бывшая соперница Игоря Михайлова на выборах уполномоченного по правам человека Наталия Евдокимова, теперь избранная ответственным секретарем Совета. Она считает поле деятельности правозащитников огромным:


- Права человека не делятся. Это и социальные права, и политические права, и просто право человека на нормальную жизнь с достаточно высоким уровнем качества жизни. И то, что эти права нарушаются, часто бывает следующим образом. Человек приходит со своими заботами и говорит: «Мои права нарушены». И существующие органы власти говорят о том, что «это ко мне отношения не имеет, это вот туда надо». А те говорят: «Нет, и ко мне это отношения не имеет, это туда надо...» И человек идет по кругу. Права он имеет, а как же их защитить? Да, надо защищать права каждого человека, но все-таки когда ты точно знаешь, что вот тут права, то давайте вытаскивать эти права.


С Наталией Евдокимовой согласен и Юлий Рыбаков, тоже бывший кандидат в уполномоченные по правам человека:


- По сути дела, нет сегодня ни одного уголка человеческой жизни в нашем городе, да и в нашей стране точно так же, где самым грубейшим образом, самым наглым образом не нарушались бы права человека. Это и права ребенка, это и права солдат, попавших на срочную службу, это и права пенсионеров, это права мелкого бизнеса, которые душатся сегодня в нашем городе. Это права пенсионеров и больных людей, которые не могут получить бесплатную помощь, когда одно только онкологическое исследование стоит пенсии за четыре года, и так далее. Нет сегодня такой преимущественной категории, защищать нужно всех и каждого, причем защищать вне зависимости от их политических взглядов или убеждений, от их социального статуса. В этом отношении все люди равны.



Надежды Юлия Рыбакова, Наталии Евдокимовой, Юрия Вдовина и многих других правозащитников города на то, что уполномоченный по правам человека станет единым центром, куда можно будет обратиться обиженному человеку по любому вопросу, не оправдались. Между тем, часто бывает так, что специализация правозащитных организаций - как и государственных комитетов - мешает рассматривать нужды человека в целом. Наталия Евдокимова говорит о том, что к ней как к депутату Законодательного собрания часто обращался «Гражданский контроль», который в одиночку не в силах был решить проблему конкретного человека. Теперь эти неудобства должны быть устранены благодаря созданию единого центра - городского Правозащитного совета.