Алексей Герман: «Может быть, Чаплин был вровень Бергману»

Легендарный шведский кинорежиссер Ингмар Бергман. Фото 2003 года.

В Швеции в возрасте 89 лет умер кинорежиссер Ингмар Бергман, классик кино. В последние годы Бергман отошел от кино и жил уединенно на острове Фаро.


Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman) родился в Упсале в 1918 году в семье лютеранского священника. В Стокгольмском университете он изучал литературу, но уже в начале 30-х годов решил посвятить себя кино и театру. Его первый фильм «Кризис» вышел на экраны в 1946 году, к этому времени он уже поставил несколько спектаклей. Две его картины 1957-го года: «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», принесли ему европейскую и мировую славу. В 1960-м году он получил своего первого из четырех «Оскаров». Помимо таких шедевров, как «Седьмая печать», «Фанни и Александр», «Земляничная поляна», «Осенняя соната», «Шепоты и крики», он много работал в театре и писал книги. Ингмара Бергмана вспоминает его коллега, известный российский кинорежиссер Алексей Герман.


– Ушла самая крупная фигура вообще в существовании кинематографа. Может быть, Чаплин был вровень Бергману. Несмотря на то, что жил старик на пустынном острове и ни с кем не общался, это была какая-то точка, какая-то отметка, про которую можно говорить: а вот, а вот, а вот... Собственно, говорить можно и сейчас, но легче говорить, когда человек жив, чем когда человек мертв. Существовали авторитеты в мире, такие, допустим, как Сартр. Мне он никогда не нравился, но он был авторитет, от точки зрения которого очень многое зависело. Точка зрения Сартра мгновенно переворачивала ситуацию. Остается десяток, полтора, два десятка людей в мире, которые как-то еще сражаются, но их будет становиться все меньше под натиском денежных мешков, которые особенно неприятны у нас, и постепенно кинематограф станет чем-то прилагательным.