«Гуцериева выкидывают из бизнеса. Не он первый и не он последний»

Только за последний год «РуссНефть» проверяли Генпрокуратура, Федеральная налоговая служба и несколько структур МВД

Михаил Гуцериев официально сообщил о своем уходе с поста президента компании «РуссНефть». В своем заявлении, опубликованном в корпоративной газете «Время "РуссНефти"» (его привела в понедельник газета «Ведомости»), Михаил Гуцериев рассказал о «беспрецедентной травле» и претензиях в отношении компании, не выдерживающих, по его мнению, никакой критики. «Беспрецедентную травлю» компании Гуцериев объясняет предвзятым отношением лично к нему со стороны «определенных лиц во властных структурах».


Михаил Гуцериев гордился тем, что смог собрать нефтяную компанию «РуссНефть» из мелких структур, которые он приобретал на рынке. По его словам, становление «РуссНефти» с годовым оборотом 6 миллиардов условных единиц произошло в рекордные сроки.


«Не всем нравились успехи "РуссНефти", пишет теперь уже бывший президент компании. - Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти по-хорошему. Я отказался». Тогда, по его словам, и началась травля. Только за последний год «РуссНефть», как подчеркивает Гуцериев, проверяли Генеральная прокуратура, Федеральная налоговая служба и несколько структур МВД. Как пишут российские газеты, после продажи актива Олегу Дерипаске ожидается, что уголовное преследование Гуцериева и топ-менеджеров «РуссНефти» прекратится.


На сегодня «РуссНефть» остается одной из крупнейших частных нефтяных компаний России. Она была создана пять лет назад после того, как Гуцериев покинул пост президента государственной компании «Славнефть». Сам он занимает 31-е место в рейтинге Forbs cреди самых богатых людей России с активами в 3 миллиарда долларов.


В холдинг «РуссНефть» входят 30 добывающих предприятий, запасы нефти которых оцениваются более чем в 600 миллионов тонн, а также три нефтеперерабатывающих завода и сеть из 311 автозаправочных станций. Причем весь этот бизнес, по словам аналитика инвестиционной компании АТОН Артема Кончина, Михаил Гуцериев создал практически с нуля:


«Она была создана путем консолидации мелких активов по России и вышла с нулевого уровня до примерно 15 миллионов тонн добычи нефти в год. Естественно, что эти активы, скажем так, они были не новые, они не разрабатывались практически с нуля, а уже существовали, просто были сконсолидированы. Они, в общем-то, раскиданы по стране, (там нет одной главной зоны деятельности), и были созданы, путем объединения более мелкомасштабных производителей нефти».


Сам Михаил Гуцериев оценивает «РуссНефть» в пределах от 6 до 9 миллиардов долларов. Однако в случае завершения сделки, он, а так же его партнеры по бизнесу получат значительно меньше. По мнению эксперта, покупатель компании так же возьмет на себя ее долги, прежде всего, международному сырьевому трейдеру - швейцарской компании Glencore - на сумму 2,5 миллиарда долларов и погасит налоговые претензии государства, еще около одного миллиарда.


«Когда мы слышим оценки компании, нужно иметь в виду, что она создавалась за заемные средства, которые нужно вернуть. Кроме того, есть какие-то налоговые претензии, которые нужно будет выплатить. Поэтому цифры, названные в печати, которые подразумевают какой-то ценник, они, скорее всего, учитывают те факторы, - говорит аналитик АТОН. - Насколько она привлекательна? Естественно это не самые блестящие активы, не самые перспективные, но, тем не менее, это как бы лучшее из худшего, скажем так, то, что было по стране в процессе консолидации. В общем-то, я уверен, что когда эта компания создавалась с нуля, динамика ее развития или стратегия ее развития подразумевала выбор лучших активов из тех, что были на рынке».


Пока единственным претендентом на покупку «РуссНефти» является российский холдинг «Базовый элемент», контролируемый бизнесменом Олегом Дерипаской. Его основной бизнес сосредоточен в нескольких секторах экономики: алюминиевой промышленности, машиностроении, энергетике, строительстве, а также в сфере финансовых услуг. Таким образом, нефтяной бизнес, считает Артем Кончин, для руководства «Базового элемента» станет в какой-то степени новым направлением деятельности:


«Они уже неоднократно пытались закрепиться в нефтянке, но до этого им не удавалось создать какие-то более-менее весомые позиции. Возможно, что приобретением "РуссНефти" для них одним шагом, скажем так, можно будет выйти на уровень, где они будут иметь какой-то вес».


Между тем, событие, связанное с отставкой Михаила Гуцериева с поста президента «РуссНефти», многим российским экспертам напомнило историю преследования Михаила Ходорковского. Так считает, в частности, эксперт информационно-исследовательского центра «Панорама» Анлар Амиров:


«На мой взгляд, очень много общего. Общая механика: сначала идут налоговые претензии, потом эти налоговые претензии усиливаются, потом возбуждение уголовного дела. Схема, в общем, одна и та же, окончание просто немножко разное. Но в остальном все совпадает. Наличие политических противоречий, участие силовых органов, налоговых органов - все присутствует так же, как и в деле Ходорковского… Я думаю, что политический мотив, конечно, в отставке имеет место быть, но, скорее всего, это все-таки был комплекс причин, по которым он ушел в отставку. Это не только политические причины, но экономические, административные, какие-то личностные отношения, это тоже присутствует».


По данным газеты «КоммерсантЪ», в прошлом году Михаил Гуцериев испортил отношения с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Но по мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, вряд ли это могло быть причиной опалы компании: «Я не думаю, что руки Рамазана Кадырова простерлись так далеко. Я думаю, что это силовая структура, я думаю, что это администрация президента. Но при всем моем отношении к Рамзану Кадырову, сегодня я не думаю, чтобы он мог решать вопросы так. Более того, если это все-таки Рамзан Кадыров, то тоже не на прямую, а через федеральные силовые структуры и через администрацию президента».


По мнению Михаила Делягина, в такой ситуации Гуцериев оказался не первым и не последним: «Россия принадлежит не народу России, а крайне ограниченной группировке лиц, значительная часть которых происходит из города Санкт-Петербурга, и из, скажем так, силовых структур. Народ России к нынешней России имеет примерно такое же отношение, как крепостной крестьянин к помещику, к землям помещика. Гуцериева выкидывают из бизнеса. Не он первый и не он последний. Неужели такое возможно в России? С Ходорковским это было возможно, а с большим количеством других людей, которые молча отдали бизнес, ушли, не поднимая скандала, это что, тоже было невозможно? У нас примеры значительно круче, чем история с Гуцериевым. Потому что Гуцериева, скорее всего, в тюрьму сажать не будут, он сломался раньше, чем было надо».


По данным российских газет, новый потенциальный владелец «РуссНефти» Олег Дерипаска недавно заявил, что если потребуется, он готов пожертвовать государству любые принадлежащие ему активы.