Случай Гуцериева - «демонстрация способности государства отнять любую собственность»

Михаил Гуцериев предпочел заняться в России наукой, а не бизнесом

Совет директоров «РуссНефти» утвердил добровольную отставку президента компании Михаила Гуцериева. Исполняющим обязанности президента назначен старший вице-президент Олег Гордеев. Как заявили в компании, сам Гуцериев «временно приостанавливает свою предпринимательскую деятельность, выходит из всех бизнес-проектов и намерен заняться научной деятельностью на территории России».


Еще на прошлой неделе Гуцериев принял решение продать свою нефтяную компанию «Базовому элементу» Олега Дерипаски. 27 июля сразу несколько дочек «Базэла», подали заявку на приобретение контрольного пакета «РуссНефти» в Федеральную антимонопольную службу. Судьба сделки решится до конца лета.


«Судьба российского нефтяного концерна "РуссНефть" показывает, что частным российским нефтяным компаниям приходится туго», - пишет австрийское издание DerStandard. Проблемы Гуцериева начались еще в прошлом году, когда он без разрешения государственной власти начал скупать части ЮКОСа, считает газета.


Критическое письмо Гуцериева в корпоративной газете, в котором он обвиняет правоохранительные органы в выдавливании его из бизнеса, стало «первым заметным открытым вызовом Путину со стороны влиятельного бизнесмена с того момента, как четыре года назад был отправлен в тюрьму глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский», - пишет также The New York Times.


Финал работы Михаила Гуцериева в нефтяном бизнесе и многим российским политикам и экспертам напомнила историю с преследованием главы ЮКОСа - Михаила Ходорковского. Так в частности считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, который поделился своим мнением с РС:


«Мне кажется, это очень похоже. По каким-то причинам, непонятно, по каким, у политического руководства или представителей этого руководства появились претензии к Гуцериева. В чем дело, никто ничего не знает. Но есть испытанный набор приемов - налоговые претензии, обвинения в незаконном предпринимательстве. Очень непонятно, потому что применяются стандартные формулировки из Уголовного кодекса, мы не понимаем, что за ними стоит, никаких разъяснений не дают. Еще какие-то действия такого же рода: Генпрокуратура, налоговая служба и так далее... В результате владелец компании должен от нее отказаться. Этого от него добиваются. Если бы он упорствовал, наверное, пошли бы дальше. Те, кто еще верит в миф о том, что ЮКОС был исключительный случай, он получает каждый раз подтверждение, но не в такой форме, как это было тогда. В чем-то отличается, по масштабам друг от друга, но одно и то же - демонстрация способности государства отнять любую собственность, право собственности в этой стране не защищено».


Давление на частный бизнес со стороны государства не способствует повышению имиджа России, говорит в интервью РС эксперт информационно-исследовательского центра «Панорама» Анвар Амиров:


«Все истории такого рода ударяют по имиджу России. Ходорковский был как бы лицом все-таки в нефтяной отрасли и вообще российской промышленности. Я, честно говоря, не знаю, попадал ли Гуцериев на первую страницу журнала Forbes, а вот Ходорковский на этой странице был, это было такое знамя российского бизнеса, его хорошо знали и в Европе, и хорошо, естественно, в Америке знали в нефтяных кругах. Гуцериева знают меньше. Но люди, которые вкладывают деньги в Россию, они следят не только за первыми фигурами, они вообще за состоянием экономической и политической среды следят».