Ирина Лагунина: Турция превратилась в одну из главных транзитных стран по контрабанде наркотиков из Юго-Восточной Азии в Европу, говорится в ежегодном докладе Госдепартамента США, посвященном ситуации в мире по контролю за распространением наркотиков. В документе также приводятся цифры. В прошлом году силы безопасности Турции в результате успешно проведенных операций изъяли более десяти тонн героина, гашиша, около пятисот килограммов морфина, около двадцати тысяч килограммов марихуаны, а также миллионы наркотических таблеток «каптагон», «экстази». Об этой проблеме для страны рассказывает наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.
Елена Солнцева: В древности Босфор называли восьмым чудом света. Аргонавты, проплывавшие через этот пролив на своем судне, направляясь за золотым руном, восторгались его красотой. Однако зимой Босфор бывает достаточно суровым. В феврале из-за сильных дождей в проливе образуется стремительный поток, который называют «шейтан акантысы» - «чертово течение». Эти дни моряки называют самыми черными. В проливе
скапливаются десятки судов, полностью парализуя движение. Это же самое время традиционно самое плодотворное в работе турецкой таможни. Сотрудники управления по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в результате проверок морских судов конфискуют тонны наркотиков, которые под видом легального товара отправляются в Европу и Америку. О значении Босфора для мирового рынка наркотиков говорит таможенный агент Мурат Тавуклу.
Мурат Тавуклу: Босфор - самая оживленная морская дорога, выход из Черного моря на просторы мирового океана. Через пролив проходит почти семьдесят процентов так называемых тяжелых наркотиков. Большая часть морфия и героина идет по так называемому “Балканскому маршруту”, который в начале 90-х годов в связи с боевыми действиями в Югославии резко «взял на север» и вместо проторенной дороги через Балканы начал пробивать путь через Черное море, Украину, Россию в Западную Европу, Прибалтику и Скандинавию.
Елена Солнцева: Таможенные правила Турции. Среди прочих персональных вещей на территорию страны разрешен ввоз 200 сигарет и 50 сигар, пяти литров вина и крепких напитков. Запрещено ввозить оружие, острые инструменты, а также наркотики и лекарства, содержащие существенное количество наркотических веществ . Ограничения на границе не мешают наркокурьерам, изобретательность которых не знает границ. В ход идут тайники в корпусе автомобилей, электробытовые приборы, давно знакомое по шпионским фильмам двойное дно и даже детские игрушки. Особенно умелые умудряются использовать для транспортировки наркотиков изготовленные полые муляжи овощей и фруктов. Наркотики перевозят в презервативах и детских подгузниках. Не так давно была задержана целая машина с пиццами, нашпигованными синтетическими таблетками. Воздушный путь перевозки традиционно используют так называемые «глотатели», которые в качестве транспортного средства используют свой желудок. Продолжает Мурат Тавуклу.
Мурат Тавуклу: Из-за строгого контроля пассажиров, следующих через международные аэропорты, крупные партии наркотиков воздушным путем перевозятся редко. Но когда этот способ перевоза используют "глотатели", обнаружить факт контрабанды достаточно сложно. Все имеющиеся у таможенников технические средства и даже служебные собаки бывают просто бессильны. В таких случаях могут помочь только многолетний опыт и профессиональная интуиция сотрудников таможни. Впрочем, и современную технику нельзя сбрасывать со счетов. В последнее время на вооружении служб по борьбе с наркотиками появились, например, спутниковые системы наблюдения.
Елена Солнцева: «Наркотропы вычисляют с комических спутников». Так называется статья на первой полосе одной из центральных газет, в которой рассказывается о самой успешной операции сотрудников управления по борьбе с наркотиками. В ходе операции арестовали самую крупную партию наркотиков, которая когда-либо задерживалась на территории Турции - около семи с половиной тонн чистого морфия, продукта переработки опия-сырца.
Поступление «товара» на международный рынок спутники зафиксировали в Афганистане. Оттуда груз с морфием направился в Туркменистан, его получил высокопоставленный государственный чиновник. А затем уже наркотики прибыли в Турцию. Операцию по захвату наркотических средств провели вечером на одном из фермерских хозяйств близ Стамбула. Полицейские нагрянули во время погрузки наркотика в грузовой автомобиль. Десять человек, причастных к наркогрузу, были задержаны. Среди них один гражданин Великобритании.
По предварительным оценкам, общая стоимость изъятого наркотика составила более 15 миллионов долларов. Партия предназначалась для британского рынка. Профессор стамбульского университета Севиль Атасой.
Севиль Атасой: Наши правоохранительные органы перехватыватывают только 35-40 процентов всего героина, который течет через Турцию на Запад. И это довольно неплохой показатель. Однако поток увеличивается. Еще лет десять назад мы не имели проблем с амфетаминами и синтетическими наркотиками. Турция обречена быть главной перевалочной базой по контрабанде наркотиков из Юго-Восточной Азии в Европу из-за своего географического положения. Значительная часть поступает из стран «золотого полумесяца» - Афганистана, Пакистана, Ирана, затем отправляется в Западную Европу, где заправляют турецкие наркобароны.
Елена Солнцева: По аналогии с «золотым полумесяцем» турецкую наркомафию, ведущую беспощадную борьбу за рынки сбыта в Европе называют «черным полумесяцем». За спиной эмигрирующих в европейские страны курдов с отсталого юго-востока страны стоят целые семейные кланы, которые годами занимаются незаконным бизнесом. Ссылаясь на западные источники, турецкие средства информации сообщают о том, что турецкая наркомафия пытается вмешиваться в политику Нидерландов и Франции. На дискотеках в Германии турецкие курды продают синтетические таблетки «экстази» шестнадцатилетним малолеткам.
Не так давно в Турции получил широкую огласку судебный процесс в Великобритании против гражданина Турции, который отвечал за ввоз девяноста процентов всего употребляемого в стране героина. Родившийся на востоке Турции курд Хасан Байбасин приехал в Британию лет двадцать назад помогать налаживать бизнес своему старшему брату, известному в своем круге наркоторговцу. Но младший брат превзошел старшего. Благодаря своей жестокости он получил в криминальных кругах кличку Бомбачилар, то есть Взрывник. К аресту преступника привел перехват относительно небольшой партии героина, после чего полиция стала присматриваться к операциям героинового дилера. Несколько месяцев наблюдений и прослушивания телефонных переговоров позволили прийти к заключению, что Байбасин - главный человек наркокартеля. Юрист, адвокат Фюсун Айракалы.
Фюсун Айракалы: Судебный процесс наделал много шума в Турции. Байбасин был приговорен к 22 годам. Британская разведка работала совместно с турецкими спецслужбами. В Турции были арестованы подельщики Байбасина - десять человек, которых приговорили к длительным срокам. Хасан Байбасин хорошо известен в Турции. Его называют европейским Пабло Эскобаро. В восьмидесятых годах был ранен одним из конкурентов, передвигался в кресле-каталке, что, однако, не помешало ему организовать и возглавить одну из самых крупных курдских группировок, действующую на территории Великобритании и Турции. Брат Байбасина Аслан, признанный виновным в контрабанде наркотиков, отбывает пожизненное заключение в Голландии.
Елена Солнцева: «Дем деми – хайдер сахиби – календер» - напевает чистильщик обуви Хасан старинную песенку, не замечая даже, что она на самом деле – о наркотиках. Слово «Дем», пришедшее в османский турецкий из арабского, означает гашиш, который с давних пор падишахи употребляли для «веселения» духа. Со времен Великой Османской империи Турцию считали главным поставщиком гашиша в европейские страны. В семидесятых гашиш почти легально продавали на стамбульских улицах. Красочно отделанный медный кальян хранился практически в каждом доме. Курение гашиша считалось уважаемым занятием. Кальян курили звезды шоу бизнеса и артисты. Звезда турецкого кинематографа Ферди Пынар открыто признавалась в том, что после съемок очередного фильма снимает стресс при помощи заполненного наркотиками кальяна. Сотни наркодиллеров под видом туристов приезжали в Турцию за товаром, чтобы выгодно продать по возвращении на Родину. В фильме американского режиссера Алана Паркера «Полуночный экспресс» запечатлена реальная история американца Билли Хейса, который был приговорен к длительному тюремному заключению за попытку контрабанды гашиша. Историк, политолог, комментатор газеты «Теркиш дели ньюс» Юсуф Канлы.
Юсуф Канлы: Вплоть до середины прошлого века Турция оставалась отсталой аграрной страной, производителем табака и шерсти. Дикая конопля росла фактически повсеместно. Площади плантаций и объёмы поставляемого гашиша постепенно росли. У самой границы с Сирией в пустынных местах высевались целые поля конопли. Самый знаменитый сорт турецкого гашиша был такого светлого оттенка, что получил название «Турецкое серебро» - этот гашиш стал главным конкурентом сирийскому. На этой почве шли конопляные войны. Крестьяне из Сирии по ночам тайно переходили границу, чтобы уничтожить плантации турок.
Елена Солнцева: Печально знаменитая стамбульская тюрьма Байрам Паша, где отбывал наказание герой фильма «Полуночный экспресс» Билли Хейс, стала главным «инструментом» воздействия на сбытчиков незаконного товара. «Турецкая полиция обращалась с нами как со скотиной, - вспоминали заключенные. Драконовский срок за сбыт наркотических средств, доходивший до тридцати лет, стал одним из самых страшных приговоров в Турции. Облегчить участь осужденного могли чистосердечное признание и донос. Стамбульская полиция развернула целую сеть агентуры, на которую не жалела средств. Агентам платили немалые деньги за информацию о тех, кто употребляет и распространяет наркотики. За решеткой оказались сотни владельцев босфорских кофеен, где под прикрытием продажи кофе посетителям предлагали опиумные кальяны. К тому же был принят «анитиконопляный» закон, запрещающий выращивание, продажу, хранение и употребление конопли. Начались массовые репрессии. Уничтожались конопляные посевы, дилеры, незадачливые агрономы заключались в тюрьму. В конце восьмидесятых поставки турецкого продукта прекратились вовсе. Однако на смену гашишу пришел героин с бескрайних маковых плантаций на востоке страны. Независимый юрист Фюсун Айракалы.
Фюсун Айракалы: Маковые поля на гористом востоке страны пользовались заслуженной славой. Значительную часть своего урожая крестьяне через дилеров, которыми становились члены их семей и знакомые, поставляли сицилийской мафии. Все попытки запретить сеять мак терпели фиаско. Логика крестьянина была проста. Зачем выращивать помидоры, когда с той же плантации, не прикладывая особых усилий, можно получить в десять раз больший доход.
Елена Солнцева: В начале восьмидесятых американский журналист Боб Грин, основатель жанра журналистского расследования, опубликовал в одной из центральных газет репортаж «Героиновая тропа» о том, как героин с маковых полей в Турции попадает в вены детей Лонг-Айленда. Репортаж получил массу национальных премий и наделал много шума в американском обществе. Общественность потребовала оказать помощь турецким властям в борьбе с незаконным производством наркотических средств. Так, совместно с США при поддержке ООН была разработана специальная программа по борьбе с нелегальным оборотом наркотических средств. Она заключалась в том, что власти начали выдавать лицензии на выращивание мака для производства морфина, кодеина и других легальных опиатов. Фермеры, которые недавно возделывали поля с опием, перешли на производство маковой соломки для нужд фармацевтической промышленности. Американские власти, в свою очередь, обещали помочь организовать сбыт, потребовав от отечественных фармацевтических компаний приобретать у турок восемьдесят процентов того, что в официальных документах обозначается как наркотическое сырье. Доктор стамбульского университета Севиль Атасой.
Севиль Атасой: Турецкая программа дала ощутимые результаты. Маковую соломку гораздо о труднее пускать в оборот по незаконным каналам. Через три года оборот наркотиков сократился вдвое. Из теневой сферы вышла огромная часть экономики. В стране резко сократилось употребление наркотиков. Программу одобрили многие международные организации.
Елена Солнцева: Турецкий опыт был опробован в Афганистане. Не так давно глава МИД Турции Абдуллах Гюль возвратился из провинции Вардак в пятидесяти километрах от Кабула, где посетил организованное Турцией Управление городского строительства с довольно внушительным бюджетом более шести миллионов долларов. На встрече с Гюлем афганские чиновники отмечали позитивный вклад турецких коллег в улучшение благосостояния региона, а также заметный вклад в дело борьбы с наркотиками. «До недавнего времени, - комментировали поездку турецкие средства информации, - провинция славилась незаконным производством мака». Однако, получив в минувшем году безвозмездную ссуду, местные крестьяне предпочли сажать вместо мака картошку и фрукты, а выращенную продукцию отправлять в Турцию и соседние страны по региону.