Аквакультура: как накормить миллиард человек

Ферма по разведению лосося в Атлантике. Courtesy of the BC Salmon Farmers Association

Аквакультура – разведение рыбы и моллюсков, наиболее простой, дешевый и эффективный путь производства пищевого белка. Этот белок дешевле, чем куриный, и полезнее, чем животный. Аквакультура стала основным источником белка для миллиардного населения Китая и Индии. В России аквакультура развита пока очень слабо.


О развитии аквакультуры рассказывает специалист Всероссийского института Рыбного хозяйства и океанографии Ирина Яхонтова.


– Почему человечество столкнулось с необходимостью интенсивного развития аквакультуры?


– Искусственное культивирование водных организмов возникло очень давно, когда люди начали не только ловить, но и разводить рыбу. Человечество растет, ресурсы истощаются. К началу 1970 годов мировое сообщество пришло к выводу, что улова, который все страны ведут в открытом океане, в прибрежных водах, в пресных водах, не хватит, чтобы удовлетворить белковые потребности человечества.


До какого-то момента вылов рыбы увеличивался, но затем он стабилизировался и потом стал снижаться. Можно сказать – рыба в море кончилась. Кончилась, конечно, не вся рыба, а та, которую хотели выловить: вкусная рыба, которая ходит косяками, и которую удобно ловить. Осталось много так называемой мезопелогической, глубоководной рыбы, которую или ловить неудобно и дорого, или она не вкусная.


Мезопелогическая рыба водится на достаточно большой глубине, но не у дна, то есть на трех-четырех километрах. И ловить ее нужно глубинными тралами. Это очень тяжелый и энергетически затратный промысел. И человечество сегодня переходит на выращивание морепродуктов. Выращивать начали прибрежные страны, и в конце 1950-х морская аквакультура уже стала массовой.


Пресноводная аквакультура – разведение карпа или осетра в прудах – развивалась, конечно, очень давно, хотя и по-разному в разных странах. Например, в Чехии прудовое разведение карпов возникло уже в XIV веке. Сейчас в России 28 пород карпов, а в Чехии 58 пород карпов. И они очень разные – чешуйчатые, зеркальные, рамчатые, быстро растущие, медленно растущие.


Сбор урожая сомовых (catfish) на ферме в дельте Миссисипи.

– Когда и где произошел решающий скачок развития морской аквакультуры?


– Около 30 лет назад. Ресурсов Мирового океана и ресурсов пресных вод перестало хватать. Особенно в тяжелом положении оказались развивающиеся страны – Китай, Индия и страны Африки. У них просто катастрофически не хватало животного белка. И в начале 1970-х начался резкий подъем. Аквакультура сегодня дает примерно треть всей рыбной продукции в мире. Причем она ежегодно прирастает как минимум 2-3%, а в Китае и быстро развивающимся Вьетнаме гораздо быстрее. Китай в конце 1980-х очень быстро начал развивать свою аквакультуру и прирост там составлял 20-25% в год. Можно сказать, каждая лужа была зарыблена карпом, каждая прибрежная бухта была заселена мидией, устрицей. И китайцы добились того, что они сейчас производят 70% мировой продукции аквакультуры вообще.


Сейчас темпы роста в Китае, конечно, снизились. Но около 10 лет назад начала интенсивно развиваться Индия. А потом подключились страны Юго-восточной Азии – Таиланд, Индонезия, Вьетнам. В последние три года во Вьетнаме рост составляет около 21-22% в год.


Интенсивно развивается как пресноводная так и морская аквакультура. В Китае – это в основном пресноводные карповые рыбы. В Китае свои породы карпов и свой способ их приготовления. Европейская технология приготовления карпов не дает возможности избавляться от мелких косточек. А китайская технология приготовления, на специальных сковородах, когда карпа надрезают поперек, позволяет во время приготовления избавиться от мелких косточек. Основное, к чему стремился Китай – насытить внутренний рынок дешевой рыбой, дешевыми продуктами, и они это сделали. То есть накормить миллиардный Китай удалось именно за счет разведения рыбы.


– Какие цели обычно преследуют разные производители, когда развивают аквакультуру?


– Китай – это свой путь, это решение главной проблемы – насыщение внутреннего рынка дешевой рыбой.


Диаметрально противоположный путь – это путь Норвегии, это – культивирование дорогой морской рыбы в расчете на экспорт. Внутренний рынок Норвегии не может потребить всю ту семгу и форель, которую выращивают в морских садках.


Морскую форель выращивают в садках во фьордах. В этом природные условия Норвегии сыграли свою решающую роль: здесь очень большая изрезанность побережья и совсем небольшая туристическая или индустриальная нагрузка на побережье. Это дало возможность размещать садки практически в любом месте. И норвежское правительство позиционировало рыбные фермы как градообразующие предприятия. Вырастает морская ферма, на ней и вокруг нее создаются рабочие места, и живет целый поселок. Был период, когда 90% всей искусственно выращенной морской рыбы производилось в Норвегии. В последние пять-шесть лет ее потеснила Чили. В чилийские реки всегда заходил тихоокеанский лосось, он встречается вдоль всего американского побережья. Поэтому было естественно начать разведение рыбы. И мировые цены на рыбу упали, потому что Чили очень успешно реализует восьмилетнюю программу развития морской аквакультуры.


Третье направление развития аквакультуры традиционно европейское. Здесь нет жесткой специализации: большой набор культивируемых видов, но всего понемногу – рыба, устрицы, мидии, гребешок, другие закапывающиеся моллюски, осьминоги. В Италии и Испании есть осьминожьи фермы. Европейский путь – это широкое разнообразие морепробуктов и рыбы, ориентированное на внутренний рынок. Скажем, все моллюски, которые производит Франция, все мидии, все устрицы, потребляются на внутреннем рынке. Более того, Франции не хватает мидий, просто потому что в Европе достаточно жесткие требования к охране окружающей среды, и не везде можно развернуть аквахозяйство.


В Африке аквакультура тоже интенсивно развивается. Во многих странах особенно в субэкваториальных настоящее белоковое голодание. И здесь обычно развивается пресноводная аквакультура, нацеленная на внутренний рынок, и морская - ориентированная на экспорт. Четыре африканские страны – Египет, Нигерия, Гана и Мадагаскар, сейчас производят где-то в общей сложности порядка 8% общего объема мировой аквакультуры. Это тоже очень даже не плохо.


Для сравнения: Россия производит 0,2% продукции мировой аквакультуры.


– Почему именно рыба и морепродукты имеют такую пищевую ценность?


Во-первых, рыбу дешевле разводить, даже чем кур, потому что не требуется обогрева помещений. Для кур нужна температура воздуха 28-30 градусов, иначе цыплята начинают болеть, куры начинают дохнуть – для рыбы это верхний предел выживаемости. Во-вторых, рыба имеет самый подходящий для нашего организма баланс аминокислот, в том числе незаменимых. Мы знаем, что существуют аминокислоты, которые наш организм может синтезировать из других аминокислот, а есть несколько аминокислот, которые человеческий организм не может синтезировать и должен получать с пищей. И вот этих незаменимых аминокислот в рыбе оптимальное количество. Кроме того, рыба замечательно обеспечивает организм липидами, то есть жирами. И это правильные, как любят говорить диетологи, жиры.


– В палеоантропологии есть такая теория, что рост мозга при эволюции человека связан как раз с тем, что человек стал есть много морепродуктов, моллюсков и рыбу, потому что в них как раз такое соотношение липидов, которое оптимально для роста мозга.