Живые лица кукол. 125 Владиславу Старевичу

Владислав Старевич (1882—1965)

В Литве в эти дни отмечают 125-летие со дня рождения родоначальника мировой анимации Владислава Старевича. Автор первых мультфильмов, снятых в технике кукольной анимации, по мнению специалистов, в начале прошлого века предвосхитил многие достижения не только мультипликации, но и кинематографа вообще.


Владислав Старевич, литовско-польские корни которого в Каунасе, с детства был страстно увлечен двумя вещами — фотографированием и наблюдением за насекомыми. Он мог часами следить в лесу за движениями живых существ, часто в ущерб занятиям в гимназии, откуда за прогулы и был отчислен. Еще совсем молодым он создает фото- и киношедевры, например, первый литовский фильм «Над Неманом» и первые в мире анимационные картины. Старевич прославился такими работами, как «Жизнь стрекоз», «Жуки-скарабеи», «Прекрасная Люканида», «Месть кинооператора». Только мультфильмов им создано около пятидесяти.


В работах Владислава Старевича, о котором Уолт Дисней сказал, что этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий, жуки и стрекозы сражались друг с другом, разыгрывали забавные сценки, изображали человеческую жизнь. Публика была в восторге. При этом зрители были уверены, что режиссер сумел выдрессировать живых насекомых, так это было натурально. На самом деле жуки сниматься обычно не хотели из-за яркого освещения, и Старевич, использовав особую технику, двигал засушенными насекомыми и их искусно изготовленными копиями.


Талантливому молодому мастеру из Каунаса помог продвинуться известный кинопромышленник Александр Ханжонков. Он пригласил его в Москву, обеспечил жильем, аппаратурой, средствами. Начинает тогда создавать и игровые фильмы, в том числе с участием звезды немого кино Ивана Можжухина. Необычайный талант Старевича проявляется во всем, что он делал в кинематографе — фантастические спецэффекты, например, секреты которых не разгаданы до сих пор, или необычайные живые лица кукол в его мультфильмах. На этих лицах, изготовленных из специального материала, с помощью игры света зрители с изумлением наблюдали проявление живых эмоций.


Слава, деньги, почет… Все прекрасно. Но большевистская революция переворачивает жизнь. Сначала вместе с Ханжонковым он пережидает в Крыму и снимает там фильмы. Но позже все-таки эмигрирует во Францию, где плодовито работает всю оставшуюся жизнь. О феномене талантливой и загадочной личности Владислава Старевича говорит вильнюсский искусствовед Татьяна Ясинская: «Стандартный советский мультфильм на студии "Союзмультфильм" делали почти год всегда, работали все службы. Старевич это делал вчетвером со своими близкими, была его собственная работа. Это совершенно поразительно, это совершенно уникальный персонаж, и, может быть, он еще персонаж нераскрытый. Я даже не знаю тайна ли его личности только тому виной, это ли секрет вот этой его необыкновенности. Литва вообще является каким-то таким местом (может быть, лестно так говорить и думать), которое рождает периодически, не один век уже, какие-то такие персонажи, которые намного вперед видят и что-то даже делают, и даже не всегда современники в состоянии понять, что это такое. Ну, вот мы знаем историю, например, с Людовиком Заменгофом, кстати, тоже в эти дни отмечается юбилей создания языка эсперанто. Человек, врач создал искусственный язык, который, однако, живет и процветает. Он это увидел. Я вспоминаю свой разговор однажды с Львом Николаевичем Гумилевым, который вспоминал, как в лагере... Литовцы всегда, говорит, в лагерях отличались. Это в лагере! В сталинском лагере. Вот они занимались спиритизмом. Ну, это бы еще, говорит, ничего, они занимались там фотографией!


Старевич отчасти был человеком с необыкновенно дальнозорким каким-то зрением, который увидел, предвосхитил огромное количество и технических приемов, чисто кинематографических. Мы смотрим сегодня выдающихся мультипликаторов, там полно мыслей, начатых Старевичем. Они продолжены этими людьми, продолжены интуитивно, может быть, им когда-то удалось увидеть фильм. В интернете я нашла большинство фильмов Старевича, которые сегодня можно приобрести на DVD, и цены совсем не запредельные. Дело живет и побеждает, и каждый может прикоснуться к этому, восхититься и, может быть, даже продолжить по-своему».


Владислав Старевич закончил свою жизнь во Франции в возрасте 82 лет в ранге родоначальника мировой анимации, но в одиночестве и нищете. Трудно было поверить, что когда-то этот человек за свои чудесные фильмы был обласкан российской царской семьей. Царевич Алексей был в особом восторге от мультфильмов, и растроганный император, по некоторым сведениям, однажды одарил за это посредника Ханжонкова бриллиантовым перстнем, а тот, в свою очередь, автора фильмов Старевича — автомобилем, одним из первых в Москве. Забытый обществом, оставшийся никому не нужным в старости, кроме собственной дочери Ирэны, ради лечения которой он вынужден был продавать свои уникальные куклы, по воспоминаниям близких, на смертном одре произнес: «Нельзя быть жадным в творчестве, надо было делиться с другими тем, что я знал». У Владислава Старевича действительно не было учеников, и многие свои кинематографические секреты он унес с собой.