Почему в России не развивается аквакультура

Мидии. Один из основных продуктов аквакультуры.

Разведение рыбы и моллюсков – это наиболее простой, дешевый и эффективный путь производства пищевого белка. Однако, как показывает опыт, развитие этой отрасли на ранних стадиях требует участия государства и продуманной законодательной базы. В России пока нет ни того, ни другого, и поэтому огромная страна с богатыми водными ресурсами и большим трудоспособным населением производит лишь 0,2% мировой продукции аквакультуры.


О развитии аквакультуры в России рассказывает специалист Всероссийского института Рыбного хозяйства и океанографии Ирина Яхонтова.


– В России много морей, очень много пресных водоемов. Что же мешает России быть в числе первых по развитию аквакультуры?


– Россия не входит даже в первую двадцатку стран в области аквакультуры. В России производится примерно 0,2% от общемирового объема аквакультуры. Это очень мало. Если мы возьмем Гану, которая ни по водным ресурсам, ни по биоразнообразию, несравнима с Россией, то в Гане производится больше продукции аквакультуры в пересчете и на душу населения, и даже в общем объеме. Эта ситуация обусловлена тем, что и в России, и в Советском Союзе основные силы рыбного хозяйства были брошены на то, чтобы выловить рыбу даже не прибрежную, а океаническую, и поэтому создавались дальние рыболовецкие и китобойные флотилии.


Например, пасту «Океан» делали из криля, который ловили в Антарктике. Но в СССР аквакультура все-таки развивалась, и карповые хозяйства были в средней полосе и в южной части России. Это традиционное хозяйство для нашей страны. Но, конечно, например, с Чехией развитие даже этого традиционного направления сравнивать нельзя. В Чехии карпы просто образовали ландшафт. Но тем не менее, карповые хозяйства широко были в Советском Союзе. В 1990-ые годы произошел резкий спад. И даже то, что у нас было наработано к началу 1990-ых годов, было потеряно. Именно это является причиной того, что сейчас в России так слабо развита аквакультура.


– Каковы в России условия для развития морской аквакультуры?


– У нас достаточно мало теплых морей. Большая часть морей лежит за Полярным кругом: Баренцево море, Карское, море Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское – все эти моря слабо пригодны для культивирования организмов, потому что они замерзают. Для того чтобы развивать морскую аквакультуру хорошо подходит юг Приморья, то есть Японское море. Это очень хорошее море, но оно далеко, и возить продукцию из Приморья в европейскую часть очень дорого. Поэтому аквакультура Приморья в основном ориентирована на экспорт – на Японию и Корею. И возрождение аквакультуры в Приморье уже началось, там в течение последних пяти лет постоянно создаются хозяйства.


В Приморье выращивают в основном гребешка и трепанга – самые дорогостоящие виды, тихоокеанских устриц и немного мидии. Ориентироваться на то, что когда-нибудь продукция Приморья придет на рынок европейской части России, скорее всего не стоит, но, тем не менее, аквакультура Приморья создает рабочие места.


В европейской части для морской аквакультуры пригодны в первую очередь, конечно, Черное и Азовское моря. Черное море – это идеальный водоем для развития аквакультуры. Ее развитие будет полезно и самому морю, и людям, которые на нем живут. Море благодатное, температура подходящая. Правда, российская береговая линия для развития аквакультуры не очень удобна – она слишком прямая, нет бухт. Но это преодолимо. Есть технологии развития аквакультуры далеко берега, вне зависимости от погодных условий, в погруженных садках. Развитие аквакультуры может дать толчок развитию небольших поселков. Сейчас эти поселки на Черном море живут четыре месяца в году – когда они сдают помещения отдыхающим. Рыболовецкие предприятия работают, но этого совершенно достаточно, и в результате большая безработица, особенно среди женского населения. И вот аквакультура могла бы послужить тем толчком, с которого начнется какое-то социальное возрождение нашего черноморского побережья. Главное технологически это совсем не сложно. В мировой аквакультуре мидии считаются объектом для начинающих – это самый простой, самый надежный объект для выращивания.


Столб, обвитый веревкой. На ней выращивают мидий. Парижский сельско-хозяйственный салон. 2004 год. Фото David Monniaux.

Например, двустворчатых моллюсков даже кормить не надо, они питаются из толщи воды тем, что отфильтруют сами. Если устрицу нужно выращивать в садках, то мидию даже в садках выращивать необязательно, она просто прикрепляется к веревке и растет. Фактически нужно опустить в воду веревку, через некоторое время на нее осядут личинки мидии. А сядут они обязательно, если знать, когда опустить веревку. Если опустить в море веревку в нужное время, то осядут именно мидии, а если в ненужное время, то осядет все, что угодно, кроме мидий.


И это будет очень прибыльно. Сейчас на черноморском побережье бум застройки. Но инвесторы, которые строят гостиницы, столкнулись с тем, что люди, которые приезжают отдыхать, которые предпочитают черноморское побережье Турции, хотят есть свежую рыбу и морепродукты, и предпочитают рыбу и мидий, а не надоевшие шашлыки.


– А может любой гражданин России взять и организовать такое замечательное производство? Выращивать мидии, устриц и обеспечивать все черноморские рестораны и ресторанчика свежими морепродуктами?


– У нашего института есть небольшая экспериментальная плантация. Мы выращиваем мидии, немножко тихоокеанской устрицы и экспериментальный вид скафарка - это двустворчатый тип моллюсков, который обладает розово-оранжевым мясом, очень вкусным. На эту небольшую плантацию каждый год постоянно приходят люди и хотят купить морепродукты. Приходят и отдыхающие, и владельцы гостиниц и ресторанов.


Главная проблема, с которой мы столкнулись, – невозможно организовать хозяйство, не получив множество согласований, резолюций, разрешений. Когда мы организовывали наше хозяйство, мы выполнили 50 с лишним предписаний и получили более 60 согласований для того, чтобы получить в аренду участок земли и участок воды. А потом еще нужно получить разрешение на реализацию продукции. Но этого разрешения у нас нет и ничего реализовывать нам нельзя, потому что нужны ветеринарные сертификаты на нашу продукцию, а получить их принципиально невозможно.


И вот почему. Наша аренда продлевается каждые 11 месяцев, а если аренда земли продлевается каждые 11 месяцев, то на этой земле нельзя возводить капитальные строения. А если нельзя возвести капитальное строение, то невозможно провести водопровод и канализацию, а без них получить ветеринарное свидетельство нельзя. Это замкнутый круг, который, наверное, может разорвать губернатор Краснодарского края. А пока мы ходим по этому кругу третий год.


– Вы можете оценить насколько рентабельно, например производство моллюсков?


– Моллюски растут хорошо, не болеют. Они вырастают за 14-16 месяцев. Если осела личинка в марте-апреле, то в следующем июне-июле она товарного размера - пять сантиметров. И это производство процветает во всей Европе, во всем мире. Но в Европе государственные и местные власти в этом заинтересованы.


– В прошлом году вице-премьер Дмитрий Медведев был в Астрахани и очень хвалил астраханских осетров. Там поднимались вопросы развития аквакультуры?


– Там прошло целое совещание по вопросам аквакультуры. Было декларировано, что аквакультура – одно из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса России. Это действительно записали. И законодательная база сейчас разрабатывается: Закон об аквакультуре разрабатывается уже три года. Но государство только продекларировало свою заинтересованность в развитии аквакультуры, но свои деньги в это вкладывать не собирается. Единственное, что может быть – возможно, будет льготное кредитование предприятий аквакультуры.


Ситуация очень странная, если не сказать тупиковая. Аквакультура – это очень выгодное направление. И когда мы начинаем рассказывать о ней потенциальным инвесторам. Они сразу загораются, но как только выясняется, сколько согласований нужно пройти, они сразу теряют весь свой пыл.