Валерия Новодворская: "Из Кремля исходят импульсы беспредела"

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .



Андрей Шароградский : Сегодня в Мурманской области в городе Апатиты проведено независимое медицинское обследование жительницы Мурманска, активистки местного отделения оппозиционного движения "Объединенный гражданский фронт" Ларисы Арап, принудительно госпитализированной в психбольницу. Специалисты Независимой психиатрической ассоциации, прибывшей сюда из Москвы по просьбе уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, дали заключение о том, что Арап не нуждается в принудительной госпитализации. Однако, главврач областной психиатрической клиники Евгений Зинин на суде, который начался сразу после освидетельствования, настаивал на том, чтобы узаконить пребывание Арап в клинике. Лариса Арап была помещена в больницу после того, как рассказала о недопустимом отношении к детям в психиатрической больнице в публикации в газете под названием "Марш несогласных" в выпуске, который был целиком посвящен этой проблеме. На данный час Лариса Арап продолжает находиться в психиатрической клинике Апатит. Над темой работала корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Ольга Вахоничева : Лариса Арап была подвергнута принудительной госпитализации в психиатрическую клинику еще в июле после того, как обратилась в поликлинику города Североморск за копией медицинского заключения. Врач-психиатр, узнав в ней автора разоблачительной статьи, с помощью милиции силой доставил Ларису в психиатрическую больницу и назначил принудительное лечение. За это время она провела две голодовку, которые вынуждена была приостановить.


Разбираться в деле Ларисы Арап начали лишь после того, как о нем узнала общественность. Прибывшая сегодня в Мурманск независимая психиатрическая комиссия, сразу отправилась в Апатиты, чтобы успеть провести обследование Арап до начала суда. По словам руководителя Мурманского отделения "Объединенного гражданского фронта" Елены Васильевой, осмотр проходил с согласия Ларисы и без присутствия местных врачей.



Елена Васильева : С самого утра было ясно, что областной здравотдел приглашал комиссию. Говорили, что успеете в Апатиты съездить, сначала визит к нам. Но, естественно, никто бы не успел, потому что, если рабочий день с 9 утра, и в 9 прийти в здравотдел, то, соответственно, минимум до 10 там быть, а потом три часа дороги, естественно, суд бы уже прошел.


Мы свалились, как снег на голову, главному врачу сегодня с утра, чья процедура была достаточно болезненная. С нами находится немецкое телевидение здесь. Разрешили им поснимать внутри, вокруг здания, но не Ларису. Судья категорически... Никаких журналистов, кроме одной журналистки "Каспаров.ру". Лариса была под лекарствами, но она выглядела неплохо. Она молодец, старается держаться, накрасила глаза, то есть привела себя в порядок, не была такой растерянной.


У врачей есть заключение. Я не могу огласить диагноз. Они сказали, что в настоящий момент у нее есть некоторое нервно-психическое расстройство, но оно ближе к нервному. Поэтому все это обратимо, то есть они от перенесенных этих стрессов. Они ей предложили выписаться амбулаторно и попить препараты, может быть, даже проколоть некоторые препараты, которые именно они ей назначили, которые рекомендуют. Против чего очень даже возмутился главный врач больницы. Он прямо во время судебного слушания не очень хорошо отреагировал. Но, тем не менее, в настоящий момент Лариса готова на все, что угодно, лишь бы выписаться из этой больницы. Она дала честное слово, написала заявление о том, что она готова проходить лечение амбулаторно, только чтобы отсюда выйти.



Ольга Вахоничева : С независимой комиссией в Мурманск должен был вылететь журналист, автор книги "Карательная психиатрия" Александр Подрабинек. Однако перед самым отъездом его неожиданно исключили из состава комиссии. По словам Подрабинека, сделано это было по требованию уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. "Наверное, чтобы сгладить острые углы", - строит предположение правозащитник. Он расценивает дело Ларисы Арап, как возвращение к советской практике карательной психиатрии.



Владимир Подрабинек : Это восстановление репрессивного инструмента, когда людей сажают уже не только по политическим мотивам в тюрьмы, лагеря, но и используют психиатрию. Такой вот зарекомендовавший себя способ борьбы с политической оппозицией. Случай с Арап очень иллюстративен в этом смысле. Потому что при ее неотложной госпитализации было ясно высказано психиатрами соображение, что ее кладут в больницу за ее публикацию в "Независимой газете", в газете "Марш несогласных" местной и за ее конформистское поведение.



Ольга Вахоничева : В России институт принудительной госпитализации имеет право на существование. Проводят ее в том случае, когда психически больные люди представляют угрозу обществу, что к Ларисе Арап не применимо ни в какой мере. В данном случае, говорит Александр Подрабинек, недобросовестное отношение к закону о психиатрической помощи и правах больных, превышение должностных полномочий и незаконное лишение свободы налицо.



Александр Подрабинек : Законы позволяют наказывать людей, которые нарушают свои профессиональные права, и расправляются таким образом с неугодными людьми. Но, разумеется, ничего такого сделано не будет. Можно вспомнить, что никто из психиатров, которые сажали диссидентов в советские времена, не понес никакого наказания. Многие сделали карьеру в дальнейшем, а некоторые сейчас работают психиатрами, судебными экспертами, в частности, в Институте Сербского, и никакой ни моральной, ни юридической ответственности не несут.


Я хочу особенно отметить, что мы сейчас не говорим о состоянии психического здоровья Арап - больная она или здоровая, чем она больна. Это вопрос второстепенный. Каковы были основания и мотивы для ее принудительной госпитализации, то есть в чем местные врачи, местная власть увидела угрозу общественной безопасности?



Ольга Вахоничева : Дикий случай - так охарактеризовала историю Ларисы Арап лидер Демократического союза Валерия Новодворская. "Карательная психиатрия некогда в России была явлением массовым. Через это прошли миллионы вполне лояльных граждан", - говорит Новодворская.



Валерия Новодворская : Дело в том, что это ведомство, как черная дыра, осталось абсолютно не реформированным, как армия, как МВД. Дело не ограничивалось несколькими десятками диссидентов. Просто о диссидентах все знали. Это был, на самом деле, второй ГУЛАГ, применявшийся к людям, совершенно не оппозиционно настроенным, а просто искавшим разрешение своих проблем. В Москве у приемных ЦК КПСС, ВЦСПС дежурили просто бригады "скорой психиатрической помощи". Они забирали пачками в больницы несчастных людей, которые не найдя правды у себя в провинции, приезжали жаловаться на местное начальство. Они абсолютно не были антисоветчиками. Их подвергали принудительному лечению, накачивали нейролептиками, обращались с ними крайне жестоко. Симптомом выздоровления считали следующую установку - я больше никогда не будут ездить в Москву.


В конце горбачевской перестройки, когда карательная психиатрия больше была не нужна, за один день с учета были сняты по стране 1,5 миллиона человек. У нас даже не успели исключить из мировой ассоциации психиатров-невропатологов. Когда советские психиатры поняли, что дело идет к исключению, они сделали вид (им это, конечно, посоветовали в КГБ), что они не хотят состоять в таком нехорошем ведомстве, которое так клевещет на Советский Союз. Они сделали вид, что сами в нем не нуждаются, взяли, встали и ушли. Их даже исключить не смогли. А потом они туда вернулись. И вот здесь их не следовало принимать. Здесь нужно было потребовать, чтобы те, кто это делал, поплатились хотя бы дипломами.



Ольга Вахоничева : По мнению Валерии Новодворской, именно такие врачи и госпитализировали Ларису Арап. Лидер Демсоюза предполагает, что и на этот раз докторам все сойдет с рук.



Валерия Новодворская : Из Кремля исходят импульсы беспредела, импульсы, которые гласят, что все дозволено, что нет никакого гражданского общества, никаких прав человека, что все решает власть. Как она решит, так и будет, что управы никакой не найдешь. А Лариса ведь член ОГФ. ФСБ местное не показывается в этой ситуации. Оно делает вид, что его нет, но я уверена на 100 процентов, что прежде чем рискнуть на такой беспредел, они проконсультировались с ФСБ. И те сказали - давайте, мы вас прикрываем. Поэтому и такая наглость, поэтому и такие дикие заявления, что они посадят и родственников, и их госпитализируют.


Лукин должен был ехать туда сам, и потрясать своим мандатом, своими документами. Бланки с печатью очень действуют на провинциальных сатрапов. Надо было это делать.



Ольга Вахоничева : Таково мнение о деле Ларисы Арап лидера Демократического союза Валерии Новодворской.