Три источника и четыре составных части. Польша на пороге выборов

«Новые европейцы» застряли где-то между Берлином и Москвой

Основные политические силы Польши согласились на проведение досрочных парламентских выборов. Их точные сроки определит после возвращения с летних каникул сейм. Что представляют собой политический ландшафт страны?


Правящая «Право и справедливость» братьев Леха и Ярослава Качинских - партия социально-консервативная. Она пришла к власти под лозунгом т.н. четвертой республики, то есть фактической смены политического режима и борьбы с коррупцией, которая пышно цвела при предыдущем социал-демократическом правительстве. Программа Качинских довольно эклектична. Там есть элементы традиционного для Польши достаточно воспаленного национализма. С другой стороны, они не могут отрицать, хотя бы формально, необходимости европейской интеграции. В экономической политике у них сильны элементы протекционизма.


Что касается главной оппозиционной партии «Гражданская платформа», то это партия либеральная, проевропейская. Она опирается в первую очередь на людей более успешных, зажиточных и образованных.


Из остальных партий прежде всего необходимо отметить социал-демократов, которые потерпели сокрушительное поражение на прошлых выборах два года назад. Сейчас у них молодой и очень амбициозный лидер Войцех Олейничак. По опросам они могут набрать 12-15% голосов и стать достаточно привлекательным объектом в качестве младшего партнера для будущей коалиции. Заметна и Лига польских семей, которая является младшим партнером нынешней правящей коалиции. Это очень радикальная, консервативная партия во главе с вице-премьером Романом Гертыхом. Она опирается на радикальные католические круги, на людей, которые привержены традиционному национал-консерватизму.


Можно отметить и такой важный для Польши элемент, как региональное разделение, очень грубо говоря, на восток и запад. Северо-восточные и юго-восточные районы страны более бедные. Братья Качинские и на президентских, и на парламентских выборах как раз там набрали набольшее количество голосов, в то время как западная часть страны и крупные города вроде Варшавы и Кракова склонялись на сторону «Гражданской платформы» и ее лидера Дональда Туска.


В польской политике многое связано с субъективным, личностным фактором. О братьях Качинских было достаточно известно по их предыдущей политической карьере. Это люди конфликтные, созданная ими конфликтная среда отразилась и на польском политическом ландшафте в целом. Возможно, беда современной Польши в том, что на политической сцене нет такой примиряющей и объединяющей фигуры, которой был предыдущий президент Александр Квасьневский. Он умел лавировать, он был достаточно дипломатичным политиком. Поэтому его кандидатура рассматривалась потом даже в качестве возможного кандидата на пост генсека ООН.


Как может выглядеть будущее правительство Польши? Если Гражданская платформа не допустит снова ошибок в ходе предвыборной кампании, или не произойдет каких-то чрезвычайных событий, то вырисовывается возможная коалиция между ГП (если она сумеет опередить «Право и справедливость») и социал-демократами. В таком случае Польше придется пережить то, через что прошла Франция в 80-е и 90-е годы, когда президент страны принадлежит к одному политическому лагерю, а опиравшееся на парламентское большинство правительство к другому. Это довольно интересная комбинация - она заставляет политиков искать компромиссы, но и чревата противостоянием между разными ветвями власти.


Судя по опросам, партии Качинских будет довольно сложно победить, а после раскола нынешней коалиции ей будет трудно и найти коалиционных партнеров. Как бы ни закончились выборы, Польшу ждет интересная, но по-прежнему неспокойная политическая эпоха.