Профилактика в Ингушетии: «били ногами, прикладами, издевались, оскорбляли»

На операцию в Ингушетию стянуто 2,5 тысяч военных и несколько десятков единиц бронетехники

В Ингушетии продолжается операция по поиску участников вооруженных формирований, или другими словами «специальная комплексно-профилактическая операция», начатая по инициативе министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Из других субъектов Российской Федерации в республику стянуто около 2,5 тысяч военнослужащих и несколько десятков единиц бронетехники. Об этом сообщили информационные агентства со ссылкой на МВД Ингушетии и пресс-службу внутренних войск МВД России. В то же время, по словам президента Ингушетии Мурата Зязиковв, операция рядовая и поднятый вокруг этого ажиотаж – непонятный и абсолютно беспочвенный.


Активная фаза специальной профилактической операции началась в Ингушетии еще на минувшей неделе - с 10 августа. В проведении этой акции задействованы силовые структуры республики и прибывшие в регион подразделения внутренних войск МВД России. Москва ввела дополнительные подразделений силовых структур в республику после обстрела боевиками здания Управления ФСБ Ингушетии. По данным республиканской прокуратуры, выстрелы из гранатомета были произведены со стороны лесного массива близ села Али-Юрт. На следующий день военные провели там рейд.


В свою очередь правозащитники продолжают настаивать на том, что действия военных в мирных селах противозаконны. «Чувство серьезной озабоченности на протяжении всего последнего времени вселяют события, происходящие на территории республики Ингушетия, но еще большую тревогу вызывает поведение сотрудников силовых структур и спецслужб, которые, казалось бы, призваны охранять покой и жизнь мирных граждан. Именно под этим девизом ими осуществляются всевозможные проверки паспортного режима, рейды и «зачистки»», - говорится в заявлении Координационного совета неправительственных организаций Ингушетии.


Об операции РС рассказал руководитель правозащитной организации «Чеченский комитет национального спасения» Руслан Бадалов, который работает в Назрани:
- Министр МВД Российской Федерации Нургалиев и его заместитель сказали о проведении так называемой профилактической операции. Идут разные версии, что нападение боевиков было. Доподлинно никому ничего не известно, по крайней мере, не обнародованы официальные данные, кто нападал. Правозащитный центр «Мемориал» и наша организация, и ряд других выезжали, проводили мониторинг, чуть ли не в каждой семьей были. Это ужас, что они рассказывали, как себя вели с раннего утра начавшие операцию, как издевались, как оскорбляли, как унижали жителей этого села, женщин, стариков, детей.


- А почему именно в Али-Юрте проводилась спецоперация?
- На мой взгляд, оно чуть поверху стоит города Магас, где располагаются правительственные здания, и УФСБ. Это самое ближайшее село, оно граничит и с Северной Осетией. Якобы огонь велся со стороны Али-Юрта.


- Кто проводил спецоперацию?
- Представители федеральных силовых структур, которые расквартированы на территории республики Ингушетии. Представители правоохранительных органов республики Ингушетии не были допущены. Что интересно, в этом населенном пункте проживают сотрудники милиции – и их даже избивали. Работники милиции удивленно представлялись и говорили, что «мы работники милиции», но и тоже всех уложили на пол, били ногами, прикладами, издевались, оскорбляли. Все это происходило, и никто от этого, к сожалению, разгула никуда не денется.


- На ваш взгляд, кто в последнее время дестабилизирует обстановку в Ингушетии? Этот обстрел из гранатомета здания УФСБ и ряд других конфликтов, которые постоянно происходят на территории республики, - на ваш взгляд, что это за силы?
- Я лично заявляю, что на территории республики Ингушетии нет, как говорится, бандподполья, боевиков и так далее. Это надуманная, искусственно используемая карта. В основном весь негатив происходит от присутствия и поведения командированных российских силовых структур. И вот все так называемые нападения, покушения, убийства – ни один боевик не пойман, вы понимаете. Какая-то странная сила это производит для того, чтобы действительно стабилизировать эту ситуацию и использовать вот это самое для оправдания циничных карательных действий по отношению к гражданскому населению.


«Усиливаются милицейские контрольно-пропускные пункты милиции, проводится досмотр и проверка транспортных средств, выполняется целый ряд задач по обеспечению и поддержанию общественного порядка в регионе», - говорится в официальном заявлении МВД Ингушетии. Эти слова комментирует РС член Совета Федерации от Ингушетии Исса Костоев:
- Не совсем правильно, что в республику введены дополнительные войска. В республике дислоцируется несколько военных подразделений: 503-й полк, полк внутренних войск, пограничные части. Мы туда выезжали, смотрели обустройство российско-грузинской границы, как заставы строятся, как там военнослужащие обеспечены, как они живут. Периодически и в Ингушетии, и в Чечне, и в Дагестане проводятся мероприятия профилактического характера, направленные на выработку взаимодействия местных правоохранительных силовых структур с военными подразделениями для профилактики и проработки правил взаимодействия в случае непредвиденных критических ситуаций, которые имели место в 2004 году. Даже без сегодняшнего дня там время от времени из прикомандированных военнослужащих патрулирование осуществлялось. Как там будет это проходить дальше… Моя информация такая, что это обычная подготовка к проведению учений по взаимодействию с местными. И это, если я не ошибаюсь, планируется и в Дагестане.


- То есть, речь о возможном введении чрезвычайного положения…
- Это исключается. В республике каких-либо серьезных преступлений или серьезной дестабилизации обстановки нет, ситуация там контролируемая. Ну, как везде, есть, конечно, недовольные, но у каждого свои причины быть недовольным. Но в целом ситуация нормальная.


- Население от этого дополнительного ввода войск страдать не будет?
- Знаете, неудобства, конечно, определенные будут. Там контрольно-пропускные посты, и они проверяют, насколько местная милиция, пораженная взяточничеством, пропускает ворованные машины с ворованным зерном. Сейчас уборочный сезон, картошка, пшеница и так далее. Останавливают, проверяют. Это хорошо, когда встряхивают местных. Я всегда говорю, что наша доблестная милиция Ингушетии и другие правоохранительные органы, если бы работали с должной отдачей, федеральные силы там не нужны были бы.