Концы в воду: на Москве-реке искали незаконные дебаркадеры и их хозяев

Часть дебаркадеров сбрасывают канализацию прямо в реку, на некоторых живут неизвестные люди и находятся неизвестные офисы

В правительстве Москвы рассматривается вопрос о существенном сокращении плавучих объектов на Москве-реке. Об этом сообщил заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. Инспекторы Росприроднадзора провели проверку работающих на набережной дебаркадеров и выявили существенные нарушения. В некоторых случаях, владельцы плавобъектов даже не имели лицензионного разрешения на их размещение на реке. На всех нарушителей составлены протоколы и переданы в прокуратуру.


Любопытный плавучий объект Росприродназдор обнаружил на территории парка Москворецкий, как раз напротив Серебряного бора. По словам хозяина дебаркадера, причалил он здесь вынуждено, якобы сломавшись по пути из Москвы в Тверь. Интерьер поставленного на временную стоянку плавучего сооружения удивил проверяющих. Рассказывает заместитель начальника управления Росприроднадзора Дмитрий Колосов.


«Так удачно получилось, что этот временный объект сопровождался обустроенным пляжем с освещением близлежащих столбов, с которых была проведена электропроводка, подъездной площадкой, лесенкой к ней и так далее. Дебаркадер использовался фактически для проживания, то есть это был такой коттедж на воде. В виду того, что документов на этот дебаркадер не было, лицензии на водопользование не было, акватория была занята самовольно, водопользователь незаконно осуществлял забор воды для хозяйственно-бытовых нужд и сброс сточных вод, прошедших определенную очистку, тем не менее, опять же в акваторию – это грубейшее нарушение Водоохранного законодательства, он был привлечен к административной ответственности. Сам дебаркадер был отбуксирован со стоянки и передан на ответственное хранение владельцу».


Второй претендент на отбуксировку – ресторан «Поплавок», на болотной площади, возле кинотеатра «Ударник». Объект почти исторический, здесь снимался один из эпизодов фильма Говорухина «Место встречи изменить нельзя». По иронии судьбы плавучий ресторан спустя десятилетия опять попал в криминальную историю, говорит представитель Росприроднадзора:


«В настоящий момент это определенным образом историческая ценность не являющаяся таковой (хотя в глазах некоторых она могла бы быть таковой), находится в руках абсолютно непонятной, скрывающей от надзорных органов организации ООО "Маис", представителя которой мы дважды безуспешно вызывали к нам для дачи объяснений, составления протокола и проведения осмотра дебаркадера. Сам дебаркадер – это фактически уже куча мусора, которая размещена сейчас в акватории, грязь, беспорядок, непонятные люди, которые проживают на нем, непонятные офисы, точнее, один офис, в котором работают непонятные сотрудники, которые ведут непонятную бухгалтерию. Грязная вода вокруг, неухоженная территория, нечистоты. Что там происходит на самом деле, на этом дебаркадере, совершенно непонятно. То есть фактически в центре Москвы – имущество, непонятно кому принадлежащее, тем не менее, обладающее лицензией на водопользование».


Практически каждый кусок набережной реки Москвы закреплен за определенным человеком или фирмой. Официально выдано порядка 150 лицензий на размещение дебаркадеров. Впрочем, не все воспользовались этим правом, лишь треть установила в акватории города плавучие сооружения.


«Удалось поймать один такой предприимчивый дебаркадер, - говорит Дмитрий Колосов, - который размещен был рядом с Нескучным садом – это центр Москвы, краешек Парка культуры имени Горького. Дебаркадер, который использовался для развлекательного такого ресторана, гламурного, который назвался "На Канарах", с двумя бассейнами, с причалом для катеров, с пунктами зарядки аккумуляторных батарей. Так вот, он был размещен там вообще без каких-то документов на водопользование. И при этом он был размещен под видом реализации городской Программы развития береговой инфраструктуры. Причем, что интересно, владельцем этого дебаркадера фактически является заместитель директора государственного унитарного предприятия "Берега Москвы", которое фактически является администратором этой программы».


Плавучие рестораны, казино, и прочие сооружения на воде сильно тревожат экологов. По словам председатель правления общественной организации «Российская экологическая независимая экспертиза» Владимира Аникеева, вредные выбросы вызывают обмеление реки Москвы, как это уже было в районе краснопресненской набережной:


«Они обслуживают ежедневно сотни людей, и скорее всего, все отходы коммунально-бытовые, которые образуются в результате посещения людьми этих заведений, спускали в Москву-реку, это первое. Второе, перед этими дебаркадерами – стоянки автомобилей, где стоят их десятки, а может, и больше. В результате тех дождей, которые шли в Москве, образуется ливневый сток, и этот ливневый сток несет с собой углеводороды, как смазочные масла, так и пролитый бензин, и так далее, и все поступает в Москву-реку. Поскольку они сбрасывают в основном пищевые отходы, отходы от людей, то они нарушают баланс, и начинается цветение реки. Бурно развиваются всевозможные водоросли, возникает гнилостный запах, и нарушаются экосистема, которая уже существует. Эти бурно развитые водоросли отмирают, и они часто являются токсичными для рыбы».


О других нарушениях, которые допускают владельцы дебаркадеров, рассказывает заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь:


«Часть дебаркадеров неизвестно как подключены к городским сетям. Часть дебаркадеров сбрасывают канализационные отходы прямо в воду. Естественно, это не устраивает ни Росприроднадзор, ни правительство Москвы. Многие дебаркадеры, на которые дано разрешение иметь один этаж, условно говоря, уже достроились до трех. Многие просто занимаются, скажем так, бизнесом, несовместимым с акваторией Москвы-реки, - это и торговля стройматериалами, лакокрасочными покрытиями и так далее. Естественно, и мы, и правительство Москвы будем с этим вопросом в рамках действующего законодательства бороться. Проблема в том, что, к сожалению, на некоторые дебаркадеры выданы непонятно каким образом разрешения. Вся эта работа, достаточно сложная, потому что дебаркадер – имущество, она будет идти в этом и в следующем году. И я думаю, и далее».


Кроме экологических проблем, по мнению Олега Митволя, плавучие сооружения уродуют внешний вид города. Сейчас в правительстве обсуждается вопрос о сокращении этих объектов по всей акватории реки Москвы.