Точка в грузино-абхазском конфликте не поставлена и через 15 лет после войны

Война решила одни внутриполитические задачи грузинского руководства, но породила другие. Акция грузинских беженцев

В Абхазии продолжаются акции, посвященные 15-й годовщине начала грузино-абхазской войны. Конфликт длился 413 дней и завершился 30 сентября 1993 года. В память о погибших в той войне абхазы еще в понедельник начали шествие «Дорогой памяти к свободе и независимости», во время которого молодежь, разделившись на две группы, пройдет путь от границы республики на севере и юге к столице страны.


Сегодня участники акции направятся к Красному Мосту в Сухуми, где 15 лет назад завязались первые бои между абхазскими ополченцами и силами Государственного совета Грузии. На этом месте пройдет митинг и будет объявлена минута памяти.


14 августа 1992 года грузинские вооруженные формирования «Мхедриони» и войска Госсовета Грузии под руководством бывшего профессора искусствоведения Джабы Иоселиани и криминального авторитета Тенгиза Китовани перешли реку Ингури и вошли на территорию Абхазии. Буквально первые же часы начала войны были отмечены жертвами со стороны мирного населения, отдыхающих, обстрелом с вертолетов жилых кварталов Сухуми, его окрестностей, поджогом абхазских домов и грабежами.


Первыми приняли на себя удар столица Абхазии город Сухуми, Гагрский и Очамчирский районы. В считанные часы оказался отрезанным от внешнего мира Ткварчальский район, блокада которого продолжалась все 413 дней грузино-абхазской войны. Всего в боевых действиях на стороне Абхазии принимало участие около 12 тысяч человек. С обеих сторон в ходе конфликта погибло более 20 тысяч человек.


«Прошло 15 лет с начала грузино-абхазской войны, но по-прежнему граждане Абхазии не приемлют существование с Грузией в рамках единого государства и полны решимости всеми доступными методами отстаивать независимость своего государства», - сказал, комментируя сегодняшнюю ситуацию, секретарь Совбеза Республики Абхазия Станислав Лакоба.


Позиция Грузии в отношении Абхазии остается неизменной, говорят в Сухуми. Причем, если Эдуард Шеварднадзе в последние годы своего правления все же ориентировался на политическое урегулирование конфликта, то для сменившего его Михаила Саакашвили, похоже, приемлемо возвращение Абхазии военным путем. Подтверждением тому является введение армейских подразделений в Кодорское ущелье в июле 2006 года, считает абхазская сторона.


В Грузии сегодня также пройдут памятные церемонии. Организация грузинских беженцев «Мы сами» планирует собраться у памятника воинам, павшим за территориальную целостность Грузии. У монумента, воздвигнутого по инициативе Михаила Саакашвили сразу после прихода к власти, горит вечный огонь. Во время правления Эдуарда Шеварднадзе 14 августа отмечался в Грузии как День памяти и скорби.


Большинство грузинских исследователей новейшей истории, например, политолог Георгий Цикаришвили - автор книги о событиях того времени - не сомневаются в том, что главная цель «триумвирата», правившего в те времена Грузией (Шеварднадзе-Китовани-Иоселини) состояла в том, чтобы завершить гражданскую войну, шедшую между сторонниками бывшего президента Звиада Гамсахурдиа (свергнутого «триумвиратом» в январе того же года) и так называемыми «демократическими силами» - путем трансформации гражданской войны в войну за сохранение Абхазии в составе Грузии.


Война, длившаяся больше года и завершившаяся полным поражением грузинских войск, превратила некогда цветущий край в зону бедствия. Грузинская общественность относится к трагической дате двояко. Наряду с призывами к возобновлению войны все громче звучат голоса тех, кто призывает к примирению, продолжению переговорного процесса и поиску компромисса.


Война не решила вопроса о территориальной целостности Грузии


Вопрос территориальной целостности Грузии остается нерешенным. Возможно, в самое ближайшее время Тбилиси вновь поднимет этот вопрос. Об этом в интервью РС рассказал ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Артем Улунян:
- Политические силы в Абхазии и Грузии выступают изначально с позиции либо объединения, либо разъединения. Главное, что произошло за 15 лет - не был выработан подход к решению подобных проблем, что весьма печально.
- Официальный Тбилиси сейчас выступает с позиции территориального единства Грузии и решения данной проблемы в рамках, так скажем, евроатлантического стандарта. Это предоставление широкой автономии, достаточно широкая интеграция в экономику и политику Грузии и, разумеется, демилитаризация. Грузинская точка зрения рассчитана прежде всего на то, чтобы восстановить территориальную целостность страны и решить эту проблему таким образом, чтобы в дальнейшем не было никаких попыток отложения тех или иных областей этой страны.


- Как влияет на конфликт позиция России?
- Специфичность взаимоотношений между Тбилиси и Москвой так или иначе влияет на позицию Москвы в отношении и югоосетинского конфликта, и Абхазии. Это прежде всего связано со многими субъективными причинами. Если говорить честно, Грузия в данный момент не представляет угрозы для России, как, впрочем, и сам факт независимой Абхазии не даст ничего России в том смысле, что.... Если кто-то в Москве считает, что независимая Абхазия тут же станет частью России, то это глубокое заблуждение. За прошедшие годы стало ясно, что особые отношения между Сухуми и Москвой - не более чем просто особые отношения.