«Письмо академиков» не нашло адресата: в Саратове построят храм в университете

Ученые хотели потеснить церковь - но она сама теснит светские институты

Ученый совет Саратовского государственного университета решил построить на университетской территории православный храм. Решение только обострило дискуссию о роли церкви в жизни государства и ее влиянии на современную науку.


Ученый совет Саратовского государственного университета принял решение о строительстве на своей территории православного храма. Осталось определить место строительства и источники финансирования. Пока православные студенты и преподаватели могут посещать молельную комнату, открытую несколько лет назад в одном из вузовских корпусов.


О сосуществовании науки и религии в университете говорит его сотрудник, заведующий кафедрой лазерной и компьютерной физики, профессор Леонид Мельников: «Честно говоря, храмов в университетах зарубежных я особенно не видел. Обычно нет, они где-нибудь рядом - и городские, а не университетские. Само наличие храма в университете не гарантирует этичности поступков его сотрудников. Поэтому мне кажется, для Саратова может быть характерно большее увлечение обрядовостью, нежели духом христианства, духом православия».


Епископ Саратовский и Вольский Лонгин полагает, что научные и религиозные знания вполне совместимы в процессе обучения: «В свое время верующие подростки заканчивали советские школы, советские ВУЗы, на экзаменах говорили: как утверждает тот-то и тот-то, происходит так-то и так-то. Другое дело, что они смогут познакомиться и с альтернативной картиной мира, это очень важно. Это тот самый плюрализм, о котором сегодня мы так много слышим. А в письме уважаемых академиков просто какое-то возвращение к абсолютной тоталитарности. Это было на протяжении семи десятилетий в школе, пора бы от этого отказываться».


Лонгин, член Общественной палаты России, включился в дискуссию, вызванную письмом десяти академиков, протестующих против клерикализации российского общества. Его статья в газете «Известия» названа «Атеизм угасающий, но еще воинственный». С этой формулировкой не согласен профессор Леонид Мельников: «Гинзбург, который лежит дома (у него постельный режим), какой он воинствующий атеист - он стихийный позитивист, как многие ученые. Он не задает себе вопросов таких, на которые он не может ответить в рамках научного метода. Что было в начале, что будет в конце, есть ли Бог или нет Бога - наука на эти вопросы ответить не может, да и не должна, но двигаться вместе на благо России и наука, и религия обязаны. Дискуссия хороша тем, что вопрос поставлен, все открыто высказываются - с перегибами, без перегибов. Я, наверное, за то, чтобы был диалог между учеными и деятелями русской православной церкви и не только, но и остальными религиями России».


Одна из конфессий города, мормоны, уже несколько лет не может закончить реконструкцию здания молельного дома, официально приобретенного у муниципалитета. Протестует православная община, поддерживаемая епархией: «В центре города мормонский храм - это, конечно, нарушение всех приличий, всех традиций, исторической преемственности. Все-таки Саратов - это не мормонский город. Государство должно покончить с несовершенством этого законодательства. Должна быть какая-то позиция, и государство не просто имеет право, оно обязано эту позицию иметь. И мы напоминаем об этом государству», - объясняет владыка Лонгин.


В новом учебном году в Саратове откроется первая православная гимназия. Преподавание Закона Божьего в ней не может быть оспорено светскими властями. По словам владыки Лонгина, при наборе в гимназию из-за ограниченного числа мест удовлетворено стремление получить православное образование лишь десятой части желающих. Официальная позиция городских властей - диалог со всеми религиями и конфессиями: «С нашей точки зрения, у нас должны быть предоставлены равные возможности для всех конфессий. Мы, на самом деле, будем только способствовать тому, чтобы конфессии могли работать со своими прихожанами, создавать новые храмы, открывать факультативные, я подчеркиваю, факультативные образовательные программы, но они должны это делать в равновесии со всеми остальными религиями. Как только мы начинаем одну из сторон выпячивать, то у нас могут появиться и межнациональные, и межрелигиозные конфликты», - говорит заместитель главы администрации Саратова по социальной сфере Михаил Волков.