Прилетевшая вчера в Грузию группа российских экспертов побывала в окрестностях села Цителубани на месте падения ракеты, которая, как утверждает Тбилиси, была сброшена с российского самолета 6 августа. Пребывание делегации в Горийском районе отчасти приняло характер публичной полемики между командующим грузинскими миротворцами в зоне грузино-осетинского конфликта полковником Мамукой Курашвили и начальником Главного щтаба ВВС России генерал-лейтенантлм Игорем Хворовым. В ходе горячей дискуссии употреблялись широко употреблялись специальные термины вроде «угол атаки» и «координаты летательного аппарата в воздухе». Как отметил п-к Курашвили, Россия не хочет признавать очевидной ответственности за случившееся.
После этого в здании МВД Грузии эксперты осмотрели остатки боеприпаса, который, по утверждению Тбилиси, не удалось сохранить в неприкосновенности по соображениями безопасности. Члены московской делегации, в частности, посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кенякин, заявили, что грузинская сторона все еще не предоставила им убедительных доказательств причастности России к инциденту. К противоположным выводам пришли на днях приглашенные Грузией эксперты из США, Латвии и Швеции.
Московской обозреватель Александр Гольц считает, что составить определенное мнение о том, что в действительности произошло 6 августа, можно лишь на основании телеметрических данных третьих сторон. На его взгляд, это маловероятно. Г-н полагает, что при желании Грузия вполне могла сфальсифицировать показания радара, которые составляют основу ее аргументации:
- Если себе поставить такую задачу, то, разумеется, можно. Ведь запись показаний радиолокационных станций осуществляется в основном по докладам командиров. У меня нет доверия ни к российской, ни к грузинской стороне. Единственный свет на эту историю могли бы пролить данные РЛС третьих стран, например, Турции, или же данные американских спутников разведки. Вопрос в том, будут ли эти страны делиться своей информацией. Американцы же не должны рассказывать, чем занимаются их спутники-шпионы!
- Что касается самой ракеты, то мне кажется очень маловероятным, что российский самолет вошел в воздушное пространство Грузии с тем, чтобы поразить мобильную РЛС этой ракетой. Вне зависимости от того, был ли это грузинский или российский самолет, судя по всему, ракета просто упала. Она падала вертикально, траектория полета ракеты в случае ее пуска совсем другая. Скорее всего, она не была поставлена на боевую позицию.
- Дальше уже не важно - с российского ли самолета или с грузинского она упала. Мы видим, что именно грузинская сторона стремится максимально обострить ситуацию, выжать из нее по полной программе. Тут и заявления об агрессии против Грузии и так далее. Я не крупный специалист в российско-грузинских отношениях, но, похоже, [Михаил] Саакашвили действительно дал избирателям обещания, которые выполнить невозможно. Это связано прежде всего с возвращением в Грузию этих непризнанных территорий - Южной Осетии и Абхазии. Их объективно выполнить невозможно. Для того, чтобы как-то оправдаться, нужен большой коварный внешний враг, который мешает осуществить воссоединение страны. Даже если бы Россия вела себя в высшей степени добропорядочно (чего она не делает, конечно, в отношении Грузии), то и тогда бы вопрос присоединения Южной Осетии и Абхазии не был бы решаем в сжатые сроки. Речь идет о десятилетиях.