Ларису Арап выписали из больницы из-за «прессинга гражданского общества»

Правозащитников беспокоит, что в Россию могут вернуться времена карательной психиатрии

Активистку мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Ларису Арап, которую почти два месяца удерживали в психиатрической больнице, сегодня выписали домой. Соратники Арап намерены добиваться прокурорской проверки деятельности этого лечебного заведения и привлечения к ответственности врачей клиники.


О том, что Лариса Арап выписана из психиатрической больницы, стало известно сегодня днем. До сих пор не совсем понятно, почему психиатры, упорно настаивавшие на необходимости недобровольного лечения активистки оппозиционной организации, теперь решили ее выписать. По мнению руководителя мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Елены Васильевой, этому обстоятельству во многом способствовал необычайный интерес к делу Арап журналистов, правозащитников и простых людей.


«Звонили туда днем и ночью, писали электронные письма, то есть очень большой был прессинг гражданского общества, - говорит Елена Васильева. - Но даже вчера, когда разговаривали последний раз с главным врачом, он сказал: "Мне все равно, пусть хоть все правозащитники и журналисты, пусть хоть все правительство приедет сюда, хоть инопланетяне пусть приедут, я ее не выпущу". Видимо, вчера все-таки что-то произошло или сегодня что-то произошло. Может быть, вмешалась Элла Памфилова, потому что она обещала в пятницу, что она самым жестким образом возьмется за это дело. Я пока не знаю. Но я знаю одно-единственное, что мы очень счастливы, что Ларису выпустили, и с нетерпением ждем ее возвращения».


Решение выписать Ларису Арап выглядит тем более странно, что еще неделю назад, 10 августа, психиатрическая больница в суде доказывала необходимость принудительной госпитализации активистки ОГФ, несмотря на заключение независимых экспертов, заявлявших: оснований удерживать Арап в больнице нет. «Никакой непосредственной опасности для себя и окружающих Лариса Арап с самого начала не представляла, - говорит президент Независимой психиатрической ассоциации Юрий Савенко. - Она могла вполне принимать существующее сейчас лечение инъекционными пролонгами, которые обеспечивают превосходный результат и без вот этого грубого попирания прав и ухудшения состояния фактически в силу принудительных мер».


Теперь соратники Ларисы Арап добиваются прокурорской проверки деятельности мурманской областной психиатрической больницы и заявляют о намерении привлечь врачей к ответственности. «Прокуратура до сих пор бездействует, - говорит руководитель мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Елена Васильева, - до сих пор нет ответа ни на одно наше заявление. 22 августа будет кассационный суд по этому недобровольному заключению, мы собираемся в любом случае призвать к ответу врачей североморской военной поликлиники, областного психоневрологического диспансера и чиновников из Облздравотдела, которые ее удержали и посадили на эти дикие нейролептики»


История Ларисы Арап стала известна благодаря ее соратникам из мурманского отделения ОГФ. Здесь убеждены: поводом для назначения психиатрического лечения стала статья под названием «Дурдом», опубликованная в мурманском выпуске газеты «Марш несогласных». В ней, отвечая на вопросы журналистов, Лариса Арап рассказала о методах лечения в областной психиатрической больнице, граничащих, по ее убеждению, с пытками. Рассказ был основан на личных впечатлениях: в 2004 году Арап провела в клинике 26 дней.


По словам главврача мурманской областной психиатрической больницы Евгения Зенина, тогда, в 2004-м, Лариса Арап обратилась к психиатру по инициативе мужа. «Его, - говорит главврач, - обеспокоило, что супруга подозрительно тревожно потеряла сон». По окончании курса лечения женщину выписали, а 5 июля 2007 года Арап госпитализировали по инициативе психиатра Марины Рекеш из североморской военной поликлиники, куда Лариса Арап пришла за справкой для получения водительского удостоверения.


Дело о помещении активистки оппозиции Ларисы Арап в психбольницу дало повод правозащитникам заговорить о возобновлении карательной психиатрии, широко применявшейся для усмирения диссидентов во времена Советского Союза. Представители властей в свою очередь обвиняют оппозиционеров в циничном и безнравственном использовании болезненного состояния человека ради собственного пиара.