Словакия: коммунисты стареют, но не сдаются

Обращения к духам прошлого пока не принесли словацким товарищам положительного электорального результата

В ряде государств Центральной Европы за коммунистические партии на каждых выборах традиционно голосует довольно заметный процент избирателей. На что и на кого опираются современные коммунисты в странах бывшего социалистического лагеря, и есть ли у них будущее?


В офисе Центрального комитета Коммунистической партии Словакии в Братиславе время как будто остановилось лет 20 назад. На стенах – портреты Сталина и Ленина; на плакатах – красные флаги, серпы и молоты. Для полноты воссоздания стиля и духа 70-х годов прошлого века периодически звучит и слово «товарищ». Только так называют себя словацкие коммунисты, обращаясь друг к другу.


Сегодня Коммунистическая партия Словакии, сокращенно КПС, переживает период затишья. Не набрав необходимого для прохождения в парламент количества голосов избирателей, КПС впервые оказалась «вне политики». После парламентских выборов, которые в Словакии прошли в прошлом году, прежнее руководство партии ушло в отставку, отдав бразды правления более молодым и энергичным преемникам.


Вспоминая прошлое, секретарь Центрального комитета КПС Йозеф Артим называет несколько причин провала: « Главной причиной поражения на выборах было малое количество наших депутатов. У нас был недостаток профессионального потенциала... Также словацкие масс-медиа проигнорировали коммунистическую партию. Несмотря на то, что у нас была четкая предвыборная программа, наши кандидаты редко попадали на страницы газет и журналов, а также на экраны телевизоров».


Поэтому, по мнению Йозефа Артима, значительное количество потенциальных избирателей КПС перешло на сторону партии SMER, лидером которой является нынешний премьер Словакии Роберт Фицо : «У SMER - огромный профессиональный потенциал. Ее представляют более молодые люди, не обремененные прошлым. Это – экономисты, юристы и люди иных специальностей, которые могут уверенно работать над реформой законодательной базой страны».


О том, что одной из причин поражения КПС стала банальная, мягко говоря, непопулярность идей марксизма-ленинизма среди словаков, профессиональный коммунист не хочет и слышать.


«Было время, когда все думали, что это – преступная идеология. Но сейчас наблюдается интерес к этому учению со стороны обычных людей. Они уже могут сравнивать, что было тогда, а что есть сейчас. Обнадеживает и то, что к марксизму не равнодушны и молодые, которые, изучая его, формируют свое собственное мнение об этом учении» , - говорит Йозеф Артим .


По мнению независимых экспертов, обольщаться коммунистам не стоит. Как рассказывает Юрай Марушак из Словацкой академии наук Юрай Марушак, в стране «есть большой спрос на популистские программы, программы консервативного толка, христианские и националистические. Но чисто коммунистическая идеология, основанная на атеизме и принципах марксизма-ленинизма, исторически не имела здесь никакой почвы, не имела никаких традиций, как, скажем, в Чешской республике, где сохранилась очень сильная коммунистическая партия».


То, что чешские коммунисты не забывают своих товарищей, подтверждает и секретарь Центрального комитета КПС Йозеф Артим : «Для коммунистов разделение Чехословакии является малозначительным административным актом. Мы часто встречаемся и интенсивно сотрудничаем. У нас, я бы сказал, братские отношения».


Политолог Юрай Марушак оценивает перспективы партии коммунистов следующим образом: « КПС бы могла иметь будущее, если бы она стала партией протеста. Если бы она была более националистическая, как это получилось у Коммунистической партии Российской Федерации ... Она также может превратиться в радикально-левую партию, как некоторые радикально-социалистические партии на Западе. С другой стороны, для такой партии в Словакии нет почвы, нет радикально настроенной молодежи. Наша молодежь связывает модернизацию с либеральными движениями».


И все же КПС видит свое будущее в молодежи. Члены молодежного крыла организации любят порассуждать о временах, которые они лично не застали. Как они говорят - обо всем «положительном», что в существовало в республике до ноябрьских событий 1989-го года, когда был свергнут коммунистический режим. Они твердо уверены, что будущее останется за социализмом.