Россия обвиняет Грузию в инсценировке "ракетного инцидента"

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев: Спор Москвы и Тбилиси из-за упавшей на грузинскую территорию ракеты окончательно вышел на международный уровень. В Грузии побывали уже две комиссии экспертов из разных стран и обе заявили о российском происхождении ракеты. Теперь инициативу пытается перехватить Москва. Представитель России в ООН выступил с обвинениями в адрес Тбилиси, утверждая, что грузинская сторона сфабриковала доказательства и сознательно идет на провокацию.



Кирилл Кобрин: Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин на пресс-конференции изложил позицию Москвы по вопросу о ракете, упавшей на грузинской территории. Он представил российские данные, на основании которых обвинил Тбилиси в намеренной фальсификации обстоятельств инцидента 6 августа.


Данные эти таковы.


Во-первых, Чуркин утверждает, что 6 августа радары не зафиксировали пересечения грузинской воздушной границы ни российскими, ни любыми иными самолетами. Отсюда он делает вывод, что обломки ракеты были привезены в район инцидента по земле.


Второй аргумент: грузинская сторона намеренно уничтожила головную часть ракеты с серийным номером и годом выпуска. Поэтому, якобы, невозможно точно определить ее происхождение.


И последний повод для сомнений в заявлениях Тбилиси - тот факт, что ракета не взорвалась от удара об землю.


В итоге, Чуркин обвинил Грузию - цитирую - в «сознательной провокации». Впрочем, многие специалисты не принимают на веру аргументы обеих сторон. С американскими экспертами побеседовал корреспондент РС в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Чарлз Вик из исследовательской организации «Глобал Секьюрити» на вопрос, могла ли ракета упасть, не взорвавшись и не причинив никакого вреда, ответил.



Чарлз Вик: Да, могла упасть, если её потерял самолёт. Такое бывает, когда ракета плохо закреплена или когда самолёт попадает в экстремальные условия, например, погодные. Такое бывало у нас, в Америке, и в некоторых других странах. Если ракета была заряжена и была пущена, то она должна была взорваться. Если заряда не было, то не могло быть и взрыва. На месте падения могла образоваться лишь воронка. Да, ракета могла быть обронена случайно и врезаться в землю. Обе стороны - Россия и Грузия - пытаются использовать это в политических целях. Инцидент слишком опасный и для этих двух стран, и для всех нас.



Ян Рунов: Чьей трактовке инцидента вы склонны больше верить?



Чарлз Вик: Я верю, что у обеих сторон есть в той или иной степени убедительные аргументы. Я не вижу иного выхода для установления истины кроме как с помощью двусторонних переговоров или двусторонней российско-грузинской комиссии расследования. Я больше склонен думать, что именно российская сторона виновна в инциденте и знает, что произошло на самом деле. Возникает вопрос: зачем российские самолёты летают над территорией Грузии, независимого государства? Сами такие полёты являются неуважением к границам и провокационными, либо легко трактуются как провокационные.



Ян Рунов: А вот мнение другого эксперта - президента вашингтонского Совета по американской внешней политике Германа Пирчнера.



Герман Пирчнер: Я думаю, первейшей причиной инцидента является напряжённость в отношения России и Грузии. Скорее всего, эта напряжённость на какое-то время сохранится, потому что, на мой взгляд, и Южная Осетия, и Абхазия не хотят возвращаться в Грузию. И пока территориальные споры будут продолжаться, будут возникать и инциденты, подобные этому, ракетному. Я не уверен, что кто-либо со стороны сможет установить истину. Без сотрудничества и России, и Грузии никакая международная экспертная комиссия не сможет узнать правду.



Ян Рунов: Такова реакция американских экспертов на изложение Виталием Чуркиным российской версии инцидента с российской ракетой в Грузии.



Кирилл Кобрин: Напомню, что накануне в Грузии завершила работу международная - уже вторая - экспертная комиссия. Ее выводы представлены на сайте грузинского министерства иностранных дел. Специалисты из Великобритании, Эстонии и Польши считают, что упавшая на грузинскую территорию ракета - российского происхождения.


Напомню, что 6 августа грузинские власти сообщили о нарушении своего воздушного пространства российским военным самолетом Су-24, который, как утверждает Тбилиси, сбросил управляемую ракету типа «Радуга КН-58», которая, впрочем, не взорвалась. Россия отвергла все обвинения, обратив внимание на то, что самолет появился над Горийским районом не со стороны российской границы, а также - на то обстоятельство, что большинство ракет, стоящих на вооружении в странах СНГ, изготовлены в СССР или России. А вот мнение военного обозревателя грузинской службы Радио Свобода Кобы Ликликадзе...



Коба Ликликадзе: Надо, чтобы подключились международные эксперты, чтобы не только Грузия выступала основным обвинителем. Уже вторая группа поработала на месте событий, доказывает, что залетели три раза с российского пространства и сбросили бомбу.



Андрей Шарый: Какие именно данные исследуют эксперты, это известно?



Коба Ликликадзе: Там есть несколько компонентов - изображение с радаров, на котором фиксируются координаты движения летательных аппаратов, сам тип и производство бомбы, которой в наличие у грузинской армии нет. Да и если бы была, в Грузии нет авиации, которая бы смогла нести и сбросить это. В третьих, на радарных показателях было четко видно, что нарушение произошло именно со стороны России, что, между прочим, в свое время не отрицали и международные наблюдатели, в том числе представители миротворческих российских сил. Есть какой-то сумбур по большей части в показаниях российских миротворческих сил, которые сначала опровергали вообще наличие какого-то летательного аппарата, потом все-таки говорили, что да, есть, но откуда они залетели... Они нашли своих каких-то свидетелей, которые говорили, что нет, это с юго-востока залетели. России, наверное, очень сложно признать свою ошибку. Хотя в 1998 году были случаи бомбардировки в Панкисском ущелье, когда россияне признавали свою ошибку. Я тоже думаю, что взорвать остатки этой ракеты было преждевременным, хотя мне пытались объяснить, что тогда была бы опасность для окружающей среды, но, вы знаете, в месте попадания ракеты, поблизости, нет населения. Я думаю, что именно грузинские власти должны были предвидеть такое отношение России. Чтобы доказать, что это на самом деле неразорвавшаяся ракета, они должны были выждать позицию. Не исключено, что такие ракеты подлежат самоликвидации через некоторое время, но надо было ограничить этот участок, поставить охрану до того времени, пока россияне и международные эксперты на месте не увидели бы неразорвавшуюся болванку этой ракеты. Это мое мнение, что попытка взорвать эту ракету была несколько преждевременной.