«Отставка Гонсалеса может стоить голосов демократам»

Выступая в конгрессе, министр юстиции раздражал законодателей своей нерешительностью

Отставку министра юстиции Альберто Гонсалеса, о которой он объявил в понедельник, в США расценивают как итог многомесячной кампании, которую вели против него члены американского конгресса. Они неоднократно ставили под сомнение честность и компетентность министра, обвиняя его, в частности, в том, что он тормозил расследование конгресса в отношении ФБР, под предлогом борьбы с терроризмом установившего наблюдение за иностранными и американскими гражданами.


Отставки одного из ближайших советников и друзей Джорджа Буша требовали не только демократы, но и республиканцы. Помимо скандала, связанного с деятельностью ФБР, его обвиняли в том, что министр уволил группу федеральных прокуроров, руководствуясь вроде бы политическими мотивами. Имя Гонсалеса связывают со стремлением оправдать действия американских военнослужащих, уличенных в пытках военнопленных в иракской тюрьме Абу-Граиб, а также с ограничением прав на юридическую защиту заключенных в тюрьме Гуантанамо и с попыткой замять дело о рассекречивании сотрудницы ЦРУ Валери Плейм.


Гонсалес - сын неграмотного крестьянина-эмигранта из Мексики. В начале 80-х окончил юридический факультет Гарвардского университета и стал сотрудником крупной адвокатской фирмы в Хьюстоне, штат Техас. В середине 90-х был юридическим советником губернатора Техаса Джорджа Буша, будущего президента США. В начале 2001 года Буш назначил его юридическим советником Белого дома. А в 2005 году сенат большинством голосов утвердил Гонсалеса в должности министра юстиции. Он стал первым в истории США латиноамериканцем на этом посту.


Критики курса нынешней администрации утверждают, что для министра юстиции служение политическим интересам Буша и личная дружба с президентом были выше принципов независимости юридической системы. По поводу отставки 52-летнего Гонсалеса президент Буш сказал: «После месяцев несправедливого отношения, которое серьезно мешало работе министерства юстиции, Альберто Гонсалес решил оставить свой пост, и я одобрил его решение».


Отставка Гонсалеса «удивила», по его собственному признанию, бывшего пресс-секретаря Белого дома Ари Флейшера: «Я надеялся, что он устоит перед волной несправедливых, на мой взгляд, обвинений в его адрес. Вся эта история показывает, что пост министра юстиции стал как никогда раньше одним из самых критикуемых и уязвимых. Проблема в том, что конгресс слишком политизировал свое отношение к министерству юстиции. Это и несправедливо, и опасно, потому что парализует работу министерства и входящих в его систему правоохранительных органов».


Гонсалес - четвертый за последний год высокопоставленный сотрудник администрации и личный советник Буша, вынужденный уйти в отставку. До него это сделали министр обороны Дональд Рамсфелд, глава Всемирного банка Пол Вулфовиц (бывший до этого заместителем министра обороны) и старший политический советник президента Буша Карл Роув.


- В министерстве юстиции и в американских политических кругах давно существовали сомнения в управленческих способностях Гонсалеса, как и в его, так сказать, политических инстинктах, - говорит американский политолог, сотрудник института Катона в Вашингтоне Джон Сэмплс. - Эти его слабые стороны дали о себе знать в сложных ситуациях, когда, например, нужно было объясняться перед конгрессом по поводу юридически неоднозначных решений администрации Буша о прослушивании телефонных разговоров лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, или когда министру пришлось объяснять подробности увольнения в отставку нескольких федеральных прокуроров. Парадоксально то, что в этих ситуациях Белый дом не совершил ничего незаконного, суды затем частично санкционировали практику прослушивания, увольнение прокуроров также соответствовало букве закона. Но сам Гонсалес предстал во время слушаний в конгрессе как человек, который не готов отвечать за вверенное ему министерство, как человек, пытавшийся скрыть неудобную, как ему казалось, для администрации истину. Его репутация в глазах конгресса была безнадежно подмочена. Это касается не только демократических оппонентов администрации, но и многих республиканцев, и в конце-концов он превратился в политическую обузу для президента и республиканской партии.


- В чем, на ваш взгляд, была главная ошибка Гонсалеса?
- Думаю, в том, что он не был достаточно решителен в защите своей позиции с самого начала. Он пытался уйти от ответа, скрыть какие-то подробности от конгресса, и это вызвало приступ негодования законодателей. Возможно, он был обречен еще и потому, что демократам требовалась жертва. Ведь многомесячные усилия конгресса, пытавшегося ограничить полномочия Белого дома в том, что касается ведения военной кампании в Ираке или войны с терроризмом, обернулись практически ничем. Отставка Гонсалеса дает законодателям повод сказать, что они добились результатов в противостоянии с администрацией.


- Насколько серьезным ударом по Белому дому является уход министра юстиции?
- Белый дом отчасти избежал потенциальных потерь, не поддавшись на требования конгресса уволить Гонсалеса еще несколько месяцев назад. Во-первых, президент Буш в результате этого не выглядит лидером, который капитулировал под сильнейшим давлением законодателей. Во-вторых, драма Гонсалеса отвлекла на себя много сил и эмоций конгрессменов, которые могли быть брошены на другие фронты борьбы с администрацией. В-третьих, республиканцы, думаю, рассчитывают, что атака демократов на первого в истории страны министра юстиции-латиноамериканца будет стоить им во время выборов голосов представителей этнических меньшинств.