«Единственное основание считать меня экстремистом - это моя борода»

Список "экстремистов" объединил членов молодежного парламента и радикалов из НБП и АКМ



УВД Томской области проводит служебную проверку по факту появления в милиции общественной безопасности списка лиц «экстремистской направленности». В список попали шесть томичей. Среди них оказались и члены молодежного парламента Томской области. О своей причастности к экстремизму молодые люди узнали с удивлением и обратились с открытым письмом к начальнику УВД и в комиссию по обеспечению прав и свобод граждан областной думы. В УВД ответили: составленный список – досадная ошибка.

На имя майора милиции Пашаева, начальника Кировского РОВД Томска из милиции общественной безопасности, пришло письмо следующего содержания: «В связи со служебной необходимостью, прошу поручить вашим сотрудникам провести установку по месту жительства и предоставить имеющиеся сведения по лицам экстремисткой направленности». И далее список из шести имен. Павел Мамаев и Искандер Ахмедов – члены молодежного парламента Томской области. Кроме них - бывший член Евразийского союза Максим Ряшенцев, студенты Томского госуниверситета, представители запрещенной ныне НБП Евгений Кустов и Антон Шарыпов и Эдуард Стариков, якобы входящий в «Авангард красной молодежи».


Копию милицейского документа, рассказывает Павел Мамаев, он получил совершенно случайно: «Пришел ко мне участковый уполномоченный милиции и, видимо, не ожидая, что впоследствии будет такой достаточно серьезный скандал, неприятный для УВД. Я попросил список отксерокопировать на память, он предоставил, сказал: “пожалуйста, вот, держите”. Дословно он сказал: “Я, Павел Михайлович, не смогу вам дать какие-то комментарии вразумительные. Вот есть письмо, я его просто исполняю ” ».


Искандер Ахмедов и Павел Мамаев с удивлением узнали о своей причастности к экстремистской деятельности и написали открытое письмо начальнику УВД Томской области, в котором заявили, что указанный список порочит их честь, достоинство и деловую репутацию. Они потребовали принести им официальные извинения. Ведь по закону экстремистом человека может признать только суд.


Почему члены молодежного парламента, которых еще называют «золотыми детками», оказались в списке лиц экстремистской направленности? «Конечно же, это наша политическая активность, я бы сказал, общественная политическая активность, потому что мы занимаемся не только политикой, но и общественными делами. Единственное основание считать меня экстремистом - это моя борода, особенно в совокупности с моим именем и фамилией. А вот у Павла Мамаева - наверное, его свободолюбивая прическа. Члены молодежного парламента, которые входят как раз таки в обласканную властью, как некоторые думают, сферу, не должны были оказаться в этом списке, но они оказались. И я считаю, что это может вообще любого коснуться. А может вообще быть так, что человек не знает, может, он вообще ничего не делает никогда, просто где-то мимо проходил... Как нам сказали: вы где-то, там, мимо проходили... Нам даже не смогли сказать, где мы мимо проходили, но проходили мимо», - отвечает на этот вопрос Искандер Ахмедов.


УВД Томской области официально принесло извинения Павлу Мамаеву и Искандеру Ахмедову. Список, составленный милицией общественной безопасности, заместитель начальника УВД Андрей Ларионов назвал ошибкой: «Такие случаи, из ряда вон выходящие, для управления внутренних дел не свойственны. Служебная проверка по факту, который стал мне известен, была назначена. Действия сотрудников еще раз признаю грубейшей ошибкой. Речь идет вообще не о том, что какие-то списки, вот этот список появился, речь идет о том, что со всеми лицами, которые имеют активную политическую позицию, занимаются политикой, сотрудники управления внутренних дел по своим должностным обязанностям должны налаживать взаимодействие и контакт».


Андрей Ларионов добавил, что к участникам всевозможных акций накануне важных политических событий, которые грядут в России, милиционеры будут приходить в любом случае. Это нормальная практика, уверяют в УВД, чтобы избежать массовых беспорядков. Депутаты думы Томска по разному отреагировали на заявление руководства УВД.


« Я считаю, всякий надзор - нарушение моих человеческих прав. Видимо, наблюдать, присматривать за нами надо для того, чтобы власть имела информацию. Хотелось бы, чтобы и оппозиция имела тоже информацию. Но надо уметь это делать чистыми руками», - говорит Лев Пичурин, член КПРФ.


«Я не удивлен, потому что это в рамках той концепции попрания всех свобод, которая в достаточной степени в 90-х годах получила свое развитие», - констатирует Василий Еремин, лидер томского отделения «Яблока».


«Вы меня вообще-то напугали, поскольку я принимаю активное участие в политической деятельности. И если силовая структура пытается на меня собрать какой-то материал, либо компромат, я считаю, это возмутительно, это антиконституционно», - говорит Александр Деев из партии «Справедливая Россия».


О ходе служебной проверки по факту появления «экстремистского» списка в УВД Томской области пока никаких комментариев не дают. В список попали только жители Кировского района. На вопрос «есть ли подобные “ошибочные” списки в других райотделах Томска?» в областном УВД также ответить затруднились. Пообещали, правда, что всю информацию предоставят по итогам служебной проверки.